Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая основа этих государств.
Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин. В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.
Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства , новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип государственности и права . Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.
Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.
Тип государства определяется по типу цивилизации.
По отношению государства и личности различают следующие виды государств:
а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия
государства не ограничены;
б) современные (конституционные) — народ является источником власти,
полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и
гарантирует права и свободы личности.
Оценка:
достоинство — системность анализа;
недостаток — нечеткость критериев классификации
Характерная особенность древневосточного типа государства заключается в их почти всегда абсолютном характере властвования: о каком бы то ни было упорядоченном участии народа в управлении здесь речи не шло. Древневосточное государство делилось на два подтипа : «деспотическое» и теократическое. В государстве 1ого подтипа властитель являлся представителем божественной силы, его воля, поэтому богоподобна, а власть государства неограниченна. В государстве 2ого подтипа правитель был ограничен божественной силой, которая выражала свою стоящую над государством волю через посредство других органов.
Греческое (эллинского) государство, нельзя отождествлять с римским государством. Эти 2 го представляли собой разные типы. Несмотря на то, что в античных государствах «не было противоположности между народом и властителем, так как последним является сам народ», в греческих государствах индивид полностью поглощался государством. Государство не оставляло ему никакой свободы от государственной власти, не предоставляло никаких прав, помимо права участия в государственных отношениях властвования.
Римское государство во многом было похоже на греческое за одним важным исключением: в отношении держателя отеческой власти к его семейству. В римской семье отец имел пожизненную власть над членами семьи, в то время как греческая семья была урегулирована законами в интересах подвластных. Таким образом, римлянин имел «самостоятельную, не исходящую от государства и даже не контролируемую им власть, равносильную по власти государству, т.е признавалась независимость личности (отца) индивида от влияния государства , или другими словами в Рим государстве уже различалась публичная и частная власть. В Греческом и Римском государствах не было разделения на господствующих и подвластных, противостоящих друг другу как бы на правах борющихся и заключающих мир сторон.
Средневековому государству были свойственны дуализм, противоречие между правом короля и правом народа. Типическая черта средневекового государства состояла в том, что «широкие массы народа в большинстве случаев остаются вообще чуждыми государственной жизни, за исключением только итальянских городских республик.
Современное государство находится в преемственных отношениях с Греческим и Римских государствами : «посредством преодоления дуализма двоякого рода- короля и народа, светской и церковной власти возникло современное государство, представляющее собою корпоративную единицу, организованную на основании конституции. Отличительной чертой государства современного типа, по мнению Еллинека, является то, что индивид в современном государстве – самодовлеющая моральная и правовая величина, в то время как государство другого типа резко отличает недостаточное уважение к личности.
В.Е. Чиркин К монистическим государствам относят такие, власть в которых находится в руках одного центра независимо от того, что представляет собой этот центр: абсолютную монархию, партийную бюрократию, президента. У них централизованное государственное устройство (хотя они могут называться федерациями), авторитарный политический режим. В сегментарных государствах реальная власть распределена между различными институтами государства при решающей роли одного центра (монарха, президента) ; административно-территориальные единицы не имеют вторичных представительных органов, политический режим характеризуется авторитарными методами управления. Плюралистическому государству присущи разделение властей, существование нескольких центров власти: президент, парламент, суды, специальные контрольные органы; на местном уровне существуют специальные органы местного самоуправления; политический режим по своей сути демократический, происходят регулярные выборы, существуют гарантии демократических прав. На наш взгляд, данная типология государства берет за основу суверенитет государственной власти, вернее, ее источник.
Заключение
Итак, по мнению одних (В.А. Якобсон, А.Б. Венгеров), критерием типологии государства является уровень развития, организации государственно-политических институтов. Другие (В.А. Четвернин, М.Н. Марченко, Г.В. Назаренко) считают, что критерием для построения типологии государств служит уровень развития права. Третьи (Л.П. Рожкова, Р.Э. Севортьян, В.Е. Чиркин) полагают, что в качестве критерия можно использовать признак, указывающий на источник государственной власти. Если обратиться к формационному подходу Анализируя все известные эксплуататорские типы государств, марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.
В отличие от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:
1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.
Обращение многих авторов к проблемам типологии государства свидетельствует об их актуальности. Разнообразие представленных концепций позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшнем этапе развития теории государства и права не существует единственно правильной типологии государства и права. По-видимому, следует говорить о плюрализме понимания типологии государства. Это связано с тем, что типология – всегда модель, система упорядоченных представлений и знаний об объекте. Можно констатировать лишь степень приближенности каждой созданной типологической конструкции к познанию данного объекта, ведь ни одна из систем не заключает в себе всю истину, так же как и ни одну нельзя признать целиком ошибочной. Кроме того, наличие альтернативных типологий государства позволяет более глубоко и всесторонне понять сущность государства. Наконец, выделение типов государства по различным признакам помогает, с одной стороны, разобраться в «объективно необходимом, закономерном процессе развития государства и права, понять , какими были государство и право на различных этапах развития общества, как они соотносились между собой и с государственно-правовыми институтами, находившимися на предшествующих этапах развития общества, что они представляют собой на современном этапе. С другой стороны расширить прогностические возможности типологии государства в политико-практическом плане.
Сосуществование и конкуренция различных представлений о типологии государства важны не только для теоретического анализа, они исполнены значения в плане прикладном. Благодаря им люди могут выбрать приемлемую для них точку зрения на типологию государства, на само государство и следовательно, получают возможность подобрать вариант соответствующего отношения к нему.
[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.17.
[2] "Общая теория права и государства" / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С.286.
[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.137.