Смекни!
smekni.com

Преступления против порядка прохождения военной службы (стр. 10 из 12)

Вместе с тем, иные действия виновного, связанные с глотанием швейных игл, суду следовало квалифицировать как членовредительство. Такой подход вытекает из международной классификации травм и болезней, согласно которой инородные тела желудка, кишечника, пищевода и всего желудочно-кишечного тракта являются самостоятельными нозологическими (болезненными) формами и поэтому подпадают под признаки «причинения какого-либо повреждения». Тем более что указанные действия Рындина, согласно показаниям свидетелей и иным данным, были совершены именно с целью уклонения от военной службы путем причинения вреда своему здоровью.

Этот подход соответствует и сложившейся судебной практике.

Таким образом, все содеянное Рындиным необходимо было квалифицировать как уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем членовредительства и симуляции болезни.

Следует отметить, что в ряде случаев подобные действия (глотание швейных игл, перерезание вен и т.д.) могут образовывать объективную сторону состава симуляции психического заболевания, когда таким образом лицо пытается создать о себе представление как о психически неуравновешенной, неадекватно реагирующей личности.

Однако последнее обстоятельство должно быть надлежащим образом установлено и изложено судом в приговоре.

Для квалификации по ч. 2 ст. 339 УК необходимо установить, что виновный преследовал цель полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы.

Для состава преступления не имеет значения, добивался ли виновный освобождения от всех обязанностей военной службы либо только от некоторых, например, не ходить в караул, не заступать на боевое дежурство и т.д. Однако если виновный ставил перед собой цель таким путем освободиться полностью от исполнения обязанностей военной службы, то содеянное образует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 339 УК РФ.

Преступление признается оконченным в соответствии с ч. 1 ст. 339 УК РФ с момента фактического прекращения выполнения хотя бы некоторых обязанностей военной службы, а по ч. 2 - с момента полного прекращения исполнения таких обязанностей.

Поскольку определяющим для квалификации по ч. 2 ст. 339 УК является наличие у виновного прямого умысла на полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы, о чем свидетельствует соответствующая цель, реальное достижение или не достижение желаемого результата значения для квалификации не имеет. Напротив, в том случае, когда лицо совершает перечисленные действия с целью временно уклониться от военной службы, но в силу каких-либо не охватываемых его умыслом обстоятельств (развитие заболевания вследствие причиненной себе травмы и т.п.) происходит полное освобождение от исполнения этих обязанностей, содеянное подлежит квалификации по ч. 1 ст. 339 УК.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом и целью частичного или полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы. Однако отказ лица от исполнения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям уголовную ответственность исключает.

Так, М, будучи призванным на военную службу, являясь членом религиозной организации «Свидетели Иеговы», открыто отказался от несения обязанностей военной службы, неоднократно заявляя об этом командованию.

Против М. было возбуждено уголовное дело по признакам уклонения от исполнения обязанностей военной службы (ч. 1 ст. 339 УК РФ). Однако военный суд гарнизона оправдал М. в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Исключается также уголовная ответственность, если военнослужащий путем совершения, предусмотренных ст. 339 УК РФ, действий желает добиться не цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы, а иных целей, например, получить дополнительное или улучшенное питание, перевода в другую воинскую часть и т.п.

Субъектами рассматриваемого деяния по ч. 1 ст. 339 УК РФ могут быть военнослужащие, проходящие службу как по призыву, так и по контракту, а по ч. 2 - только военнослужащие, проходящие службу по призыву[34].

В качестве соучастников могут выступать как другие военнослужащие, так и иные лица, если они оказывают содействие виновному в членовредительстве, подлоге документов или в осуществлении иного обмана.

От дезертирства и самовольного оставления части или места службы рассматриваемый состав преступления отличается тем, что военнослужащий не желает уклониться от несения воинской службы и не покидает самовольно территорию воинской части или место службы, а стремится лишь уклониться полностью или частично от исполнения обязанностей военной службы.

Наказывается деяние по ч. 1 ст. 339 УК РФ ограничением по военной службе на срок до одного года либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года, а по ч. 2 - лишением свободы на срок до семи лет.


Заключение

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и по контракту, а также к гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, в связи с совершением преступлений.

Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы главы 33 Уголовного кодекса РФ (ст.ст. 331-352), а также нормы Общей части УК РФ, предусматривающие специальные виды уголовного наказания, применяемые к осужденным военнослужащим, основания и порядок их назначения и отбывания (ст.ст. 48, 51, 55 и др.). Нормы военно-уголовного законодательства отражают особенности военной службы как особого вида федеральной государственной службы, правового регулирования общественных отношений в области обеспечения военной безопасности государства Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями РФ. Эти нормы имеют своей задачей защиту от преступных посягательств обороноспособности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, охрану личности, прав и свобод военнослужащих, воинской дисциплины и всего порядка прохождения военной службы. Для осуществления этой задачи они определяют, какие посягательства на порядок прохождения военной службы образуют преступления, устанавливают наказания, которые могут применяться к лицам, признанным виновными в их совершении.

По видовому объекту преступления против военной службы можно разделить на преступления против: порядка подчиненности и уставных взаимоотношений (ст. 332-336 УК РФ); порядка прохождения службы (ст. 337-339 УК РФ); порядка несения специальных служб (ст. 340-345 УК РФ); порядка сбережения военного имущества (ст. 346-348 УК РФ); порядка эксплуатации военной техники (ст. 349-352 УК РФ).

При квалификации преступлений против порядка прохождения службы основную роль играет субъективная сторона, а именно цель и мотив преступления. Так целью дезертирства является уклонение от прохождения военной службы, а целью самовольной отлучки является временное уклонение от военной службы. Целью преступления предусмотренного ст. 339 УК РФ является уклонение от исполнения обязанностей военной службы. Однако выявить, а главное, доказать такую цель весьма непросто. Для примера по статистике военной прокуратуры Калужского гарнизона за 2004-2006 года (СМ. приложение №2) из общего количества уголовных дел по статьям 337-339 УК РФ 99% возбуждались по статье 337. это еще раз доказывает, насколько неудобна для квалификации статья 338 УК РФ.

Действующее военно-уголовное законодательство РФ нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Прежде всего, необходимо реализовать положение ч. 3 ст. 331 УК РФ и разработать уголовно-правовые нормы об ответственности военнослужащих за преступления против военной службы, совершенные в военное время и в боевой обстановке. Также нужно пересмотреть и уточнить п. 2 ст. 338 УК РФ, который так и не может существовать, а главное, работать как самостоятельный состав преступления. Требует уточнения и субъектная сторона вопроса, а именно: относить ли курсантов, не достигших 16 летнего возраста к субъектам преступлений против военной службы.


Библиография

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. –М., 1993. с. 61.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2004 г.) // СПС Гарант

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2004 г.) // СПС Гарант

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2004 г.) // СПС Гарант

5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изменениями от 4 ноября 2004 г.) // СПС Гарант

6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) // СПС Гарант

7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.) // СПС Гарант

8. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» // СПС Гарант

9. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 10 ноября 2004 г.) // СПС Гарант

10. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 1 декабря 2004 г.) // СПС Гарант

11. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // СПС Гарант

Материалы судебной практики

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // СПС Гарант