Квалификация того или иного проступка происходит посредством определения его состава (это эталон, с помощью которого происходит "кристаллизация" проступка). Состав проступка - совокупность, предусмотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и ограничивают его от иных правонарушений. Или иными словами, состав правонарушения - установленное правом совокупность признаков при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Существуют юридически значимые признаки состава правонарушения и юридически индифферентные признаки. Так вот, правовое значение имеет только первая группа признаков. Соответствующие статьи материальной части административного права применяются на основе установленных правом признаков отдельных составов правонарушений имеющих юридическое значение. Определение состава правонарушения необходимо для выполнения трех функций состава:
1. Фундаментальная функция, означающая, что состав преступления выступает как единственное фактическое основание административной ответственности.
2. Разграничительная функция, означающая, что признаки состава отграничивают один состав от другого, а также от деяний не являющихся административными правонарушениями, или от деяний, ответственность за которые наступает в других отраслях права.
3. Гарантийная функция, которая означает, что путем описания точных составов административных правонарушений и их объективных признаков, законодатель гарантирует гражданина от необоснованного привлечения к административной ответственности.
Практическое значение состава административного правонарушения состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных правонарушений, то есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона.
По особенностям конструкции состава административного правонарушения различаются материальные и формальные составы. Материальными называются составы в которых содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий - деяние, или описывается действие само по себе обязательно влекущее вредное последствие.
Формальными составами называются те в которых нет обязательного признака наступления вредных материальных последствий (нарушение паспортного режима). Признаки состава правонарушения охватывают его проявление как в объективной, так и в субъективной сферах и подразделяются на 4 элемента:
1. Объект;
2. Объективная сторона;
3. Субъект;
4. Субъективная сторона.
Объект правонарушения - общественное отношение или совокупность общественных отношений, охраняемых законом на которые посягает правонарушение, причем для материальных составов необходимо для признания объекта фактическим наличие ущерба, причиненного объекта.
Общий объект - та группа общественных отношений, на которые посягают все административные проступки. Родовой (видовой) специальный объект - группа общественных отношений, на которые посягает однородная группа проступков ( например, главы в КоАП). Непосредственный объект - те общественные отношения, на которые посягает конкретный административный проступок на конкретные общественные отношения.
Предмет правонарушения - вещи или вещества материального мира, ради которых или с помощью которых, или путем повреждения, или устранения которых совершается правонарушение. Предметы, с помощью которых совершаются правонарушения, называются орудиями правонарушения.
Признаки субъективной стороны - внутреннее психическое отношение лица к содеянному. Вина - особое психическое состояние лица, совершившего противоправное действие. Субъективная сторона включает в себя помимо вины как главного признака еще и факультативные признаки: цель, намерение, желание и др. Если факультативный признак указан в норме, то он обязателен.
Субъект проступка тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Субъектом выступают физические и юридические лица. Чтобы быть субъектом проступка, физическое лицо должно обладать административной деликтоспособностью (возраст 16 лет, наличие вменяемости у лица).
Различают общий и специальный субъект административной ответственности. Общий субъект - все лица, достигшие 16 лет (включая лиц без гражданства и иностранцев) Специальный субъект - лица, которые обладают особыми правами, осуществляют особый вид деятельности ( должностные лица и т. п.). Особый субъект - лица несущие ответственность в особом порядке (военнослужащие и т.д.).
Среди коллективных субъектов можно различать общих и специальных. Обычно признаки специальных субъектов прямо называются в норме, устанавливающей ответственность. Например, в ст.285 Таможенного кодекса закреплено такое нарушение, как неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов о бесспорном взыскании таможенных платежей. Значит, по этой статье можно привлекать к ответственности не любого коллективного субъекта, а только кредитное учреждение.
Объективная сторона - совокупность признаков, характеризующих внешний акт поведения правонарушения.
В объективную сторону входили следующие признаки:
1. Противоправное деяние (действия или бездействия).
2. Время и место его совершения.
3. Способ совершения правонарушения .
4. Результат правонарушения.
5. Причинная связь между деянием и результатом.
6. Общественная опасность, которая определяется исходя из всех признаков объективной стороны путем их синтеза.
В сфере государственного управления, регулирования и контроля находятся так или иначе все граждане и юридические лица. В своей жизнедеятельности они постоянно соприкасаются с решениями и действиями служащих и должностных лиц, администрации и органов исполнительной власти. Полномочия последних весьма значительны, и необходим прочный контроль за тем, как осуществляются эти полномочия. Речь идет о контроле со стороны представительных, вышестоящих в порядке подчиненности, судебных органов.
Наибольшее значение, как показывает мировая практика, имеет здесь судебный контроль. Но в нашей стране его рамки всегда были ограниченными. Однако в последние годы ситуация меняется. В ст.118 Конституции РФ впервые установлено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эта же формула воспроизведена в п.3 ст.1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". А ст.26 названного Закона предусматривает возможность учреждения специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, статус которых устанавливается федеральным конституционным законом.
Казалось бы, модель судов в административной сфере определена. В действительности же все обстоит гораздо сложнее. Пока нет ясности в самой концепции административного правосудия, в соотношении его с конституционным понятием "административное судопроизводство" и традиционно используемым понятием "административная юстиция". К тому же и законодательное регулирование в данной сфере пока развивается в основном без строгой дифференциации. Обратимся к практике.
Поучителен опыт иностранных государств, где действуют разные правовые акты о судебном контроле за административными органами. В Англии этим заняты обычные суды. В Польше действует Высший административный суд, состоящий из 192 судей, а в регионах функционируют 10 филиалов. В Австрии есть Административный суд. В Германии и Франции административные суды создаются парламентами и действуют как в масштабе страны, так и в землях и департаментах. В Республике Беларусь в штаты общих судов введены должности судей по административным делам и исполнительному производству. В Албании судебный контроль предусмотрен Кодексом гражданской процедуры (1991 г.), в Хорватии с 1991 года действует Акт об административных спорах, в Эстонии - Закон об административной процедуре, в Литве эту сферу регулируют с помощью Кодекса гражданской процедуры, в Польше есть Кодекс административной процедуры, в Румынии - Закон 1990 года об административных процедурах, в Македонии - Закон об основной административной процедуре (1987 г.) и Закон об административных спорах (1977 г.). Резюмируя, отмечу: судебный контроль осуществляется либо специальным административным судом, либо специализированными судьями (специальными секциями) в общих судах.
Обеспечение в нашей стране полноценной системы осуществления административного судопроизводства не может быть сведено к разовым мерам. Это крупная реформа, в пределах которой нужно разработать общую концепцию, определить объем административной юрисдикции, разработать и принять комплекс законов, ввести новые процедуры, сформировать систему административных судов, подготовить специальные судейские кадры.