Контрольная работа
по дисциплине: «Гостиничный сервис»
на тему: «Вавилон и кодекс царя Хаммурапи: правовое регулирование гостеприимства в древности»
Содержание
Введение | 3 |
1. Вавилон и его привлекательность для путешественников | 5 |
2. Кодекс царя Хаммурапи | 6 |
3. Гостеприимство в Вавилоне и других городах Междуречья | 7 |
Заключение | 10 |
Список литературы | 11 |
Введение
Путешествия в Древнем мире являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый богом человек. Перед любым предстоящим походом обязательно совершались сложные обряды, во время которых приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали странников.
Развитию путешествий в древнем мире способствовали:
— общественное расслоение населения;
— появление товарно-денежных отношений (развитие торговли);
— развитие культуры и искусств (в античных цивилизациях были созданы выдающиеся памятники скульптуры, архитектуры, которые, в свою очередь, стали объектами путешествий познавательного характера);
— развитие разных религий (именно в настоящее время начинается бурное развитие разных религий, и одной из целей путешествий становится знакомство со святынями, посещение храмов, выполнение религиозных обрядов, организация религиозных праздников и участие в них, возникновение паломничества, которое полагает одним из древнейших видов туризма);
— развитие науки и исследования окружающего мира (в античные времена были открыты целебные источники и местности с уникальным климатом, посещение которых становится целью рекреационных путешествий, то есть отдыха, лечения, воспроизведения физических сил и утраченного душевного равновесия); например: известные Этруские минеральные источники на Севере Апеннинского полуострова были местом отдыха и лечения римской знати;
— развитие физической культуры и спорта (в античные времена начали организовываться спортивные мероприятия и строиться сооружения для их проведения, которые удовлетворяли потребность сооружения для их проведения, которое удовлетворяло потребность народных масс иметь не только хлеб, но и зрелища); например: Олимпийские игры в древней Греции, гладиаторские бои в Риме;
— усовершенствование транспортных средств и строительство дорог. Одной из важных причин строительства дорог и прокладки морских и сухопутных путей была торговля. Средиземное море было перекрестком многих торговых путей, и города, которые находились на его побережье, процветали. В зависимости от вида основного товара, или стран — конечных пунктов пути, появились такие названия дорог: «Дорога благоухания» (пересекала из юга на север весь Аравийский полуостров, открытый в II ст. до н.э.); «Большой шелковый путь» (имел не только важное торговое значение, но и политическое; вдоль этого пути были оборудованы караван-сараи, в которых путешествующие могли отдохнуть).
— создание инфраструктуры гостеприимства для путешествующих.
Несмотря на расширение географического пространства, увеличение спектра целей путешествий и строительство специальных объектов для отдыха, лечения, развлечений и паломничества, туризм хотя и существует, но не имеет специальной организации и коммерческой направленности.
В древнем мире основными мотивами путешествий были:
— торговля;
— завоевание новых территорий;
— паломничество;
— познавательные нужды;
— лечение;
— развлечения.
1. Вавилон и его привлекательность для путешественников
География путешествий Древнего мира была связана с крупными культурными и религиозными центрами. Такими центрами были города с их роскошными дворцами, величественными храмами, шумными базарами и другими достопримечательностями, что привлекало странников, торговцев и просто любопытных чужестранцев.
Самым знаменитым и могущественным из городов древности был Вавилон. Он располагался в северной части Двуречья, на берегу реки Ефрат. Город был основан шумерским племенем в III тысячелетии до нашей эры и назван «Кадингирра», что означает «Врата бога». Населенный аккадскими племенами город стал называться «Баб-или», греки называли его «Бабилон», а на Русь его название пришло из Византии в форме «Вавилон». Город, стоявший на перекрестке дорог, достигал по тем временам огромных размеров.
Планировка Вавилона также была удивительной, так как представляла собой правильный четырехугольник, разделенный ровными улицами на большие прямоугольные кварталы. Ефрат делил город на две части. Вокруг города были возведены мощные восьмикилометровые крепостные стены с восьмью воротами, которые были названы по именам главных богов. Каждые из восьми ворот служили началом одной из главных улиц, следуя по которым путешественник попадал в один из храмов города. Ворота, улица и храм, к которым они вели, носили одинаковое название и были посвящены одному какому-либо крупному божеству.
К югу от главного дворца, на берегу Евфрата, находилось святилище Мардука, основного бога вавилонского пантеона, бога-отца, «царя царей». Оно представляло собой ступенчатую башню (зиккурат), достигавшую 90 метров высоты, увенчанную изваянием Мардука из чистого золота.
Было у вавилонян и свое олицетворение планеты Венера – Иштар, богиня плодородия и плотской любви, войны и распри. В ее честь были воздвигнуты великолепные ворота Иштар, напоминающие триумфальную арку и предназначенные для ритуальных целей. Ворота богини являлись парадным входом в город, они были облицованы цветными плитками с изображениями быков и драконов. К воротом вела дорога Мардука, это была священная дорога, по которой религиозные процессии шли к главному храму города.
Во все периоды своей истории Вавилон являлся важным религиозным центром. В эпоху расцвета города в нем насчитывалось пятьдесят три храма, около тысячи святилищ и несколько сотен уличных алтарей.
Самым известным дворцом Вавилона был дворец Навуходоносора II, занимавшего площадь в четыре с половиной гектара. Именно на территории этого дворца находилось утраченное сейчас одно из чудес света – висячие сады Семирамиды.
Вавилон представлял собой необыкновенный город, поражавший воображение людей того времени своими необычными сооружениями – мощными укреплениями, высокими храмами, масштабными дворцами, необычными висячими садами и привлекал своей красотой и славой путешественников, торговцев, паломников.
2. Кодекс царя Хаммурапи
Одним из известнейших царей Южного междуречья был царь Хаммурапи, правивший в 1792 – 1750 годы до нашей эры и сделавший Вавилон государственной столицей. Город превратился в крупнейший политический, хозяйственный и культурный центр, давший стране название Вавилония.
Хаммурапи был также известен благодаря своду законов (или Кодексу Хаммурапи), созданного им в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.). Этот кодекс является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов (37 уничтожено) представляет собой чёрный базальтовый столб. Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук). Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).
Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.
Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности. В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона, хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.
В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в парижском музее Лувр.
Также сохранился Тель-Амаранский архив (360 глиняных табличек), представляющий собой дипломатическую переписку Египта XVI—XV вв. до н.э. с Вавилоном и другими восточными государствами древности. В Законах царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н.э.) содержались положения, регулировавшие вопросы международных отношений Вавилона.
3. Гостеприимство в Вавилоне и других городах Междуречья
Традиции гостеприимства так же древни, как сама человеческая цивилизация, они от века существовали у всех народов. Гостем считался не только родственник или знакомый, забежавший «на огонек», но и любой странник и путешественник, ищущий пристанища. Известно, что еще в Вавилоне существовали таверны и постоялые дворы, о них упоминается в законах Хаммурапи.