Анализируя указанные права профсоюзных инспекторов труда и доверенных лиц профсоюзов по охране труда, мы видим, что Трудовой кодекс предоставил им существенные права по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.
Если бы профсоюзы более активно, нежели сейчас, использовали эти права, то на практике имелось бы значительно меньше трудовых правонарушений.
Важную роль закон отводит защите профсоюзных работников с целью обеспечения стабильности сохранения трудовых отношений, избежание необоснованных увольнений, поскольку многие из них, входя в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, не освобождаются от основной работы и сохраняют трудовые отношения с работодателем. Поэтому закон предоставляет определенные гарантии работникам, выполняющим профсоюзные функции без отрыва от производства.
Увольнение таких работников по инициативе работодателя допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа, а если его нет, то с согласия профсоюзного органа организации, где работает такой работник.
Кроме этой меры защиты законодательство позволяет таким работникам отвлекаться от основной работы в организации для участия в качестве делегатов на съездах профсоюзов и работе в выборных органах. Работникам, выбранным в профсоюзные органы с освобождением от основной работы, учитывая, что выполнение профсоюзной работы носит временный характер, гарантируется после исполнения профсоюзных функций восстановление на прежней должности. Если нет вакантной должности, то работнику с его согласия предоставляется равноценная другая работа в той же организации.
Указанные категории работников, выполняющих профсоюзные функции с отрывом от основной работы, сохраняют на весь период профсоюзной работы трудовые права, льготы и гарантии, которыми они пользовались до избрания в профсоюзный орган. Кроме того, период профсоюзной работы засчитывается им в общий и специальный стаж.
2.4 Ответственность профсоюзов
Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона "Об общественных объединениях" (ст.41).
Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность привлечения к имущественной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", подписанным Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.
Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку - поскольку они обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.
Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа.
В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.
За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Согласно п.1 ст.30 Федерального закона за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.
Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
3. Профсоюз вчера, сегодня, завтра
Предшественниками профсоюзов в России принято считать стачечные комитеты, которые возникали в 1890-е г. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905-1907 гг.
Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах – Путиловском, Обуховском. 30 апреля 1906 г. в российской столице состоялось первое общегородское собрание рабочих – металлистов и электриков. Эту дату принято считать точкой отсчета истории профсоюзов нашей страны.[2]
После 1917 г. характеристики советских профсоюзов стали резко отличаться от аналогичного института за рубежом. Не зря в ленинской концепции профсоюзы, называли «школой коммунизма».
Существенные отличия начинаются с членского состава советских профсоюзов. Несмотря на разный статус и противоположность интересов, советские профсоюзы объединили всех – как рядовых работников, так и руководителей предприятий. Такая ситуация наблюдалась не только в СССР, но и во всех других социалистических странах. Она во многом сходна с развитием профсоюзов в Японии, однако с тем существенным отличием, что в СССР профсоюзы были не «компанейскими», а государственными и потому откровенно отказались от какого-либо противоборства с руководителями.
Важной отличительной чертой советских профсоюзов стала ориентация на проведение в массы трудящихся идеологии правящей партии. Профсоюзы являлись частью государственного аппарата – единой системой с четкой вертикальной иерархией. Огосударствленные профсоюзы оказались в полной зависимости от партийных органов, которые занимали в этой иерархии главенствующее положение. В результате свободные и самодеятельные по своей сути профсоюзы превратились в СССР в бюрократические организации с приказной системой и отчетностью.
Отрыв от масс трудящихся был настолько полным, что сами члены профсоюзов стали воспринимать членские взносы как одну из форм налога.
В начале 90-х г. после социально-политической апатии в ряде регионов страны рабочие, проявив стремление и готовность к самостоятельным действиям, выступили с открытым протестом в форме забастовок. Причиной стали социальные конфликты в сфере общественного производства, кризисные ситуации практически во всех областях жизни общества, медлительность и непоследовательность в проведении реформ, ухудшение жизни трудящихся.
Распад СССР, суверенизация союзных республик, либерализация цен при сохранении монополии предприятий, сложное социально-экономическое положение – фон, на котором резко ухудшается социально-экономическое и бытовое положение трудящихся.
Практика проведения забастовок на этом этапе показала, что остается много нерешенных организационно правовых вопросов; в действиях во многом преобладают эмоции, спонтанность. С этого периода берут начало коллективные действия профсоюзов, объединенных ФНПР, социально-партнерские отношения профсоюзов с правительством, работодателями.
И.Ю.Юргенс, В.Е.Можаев пишут «налаживание партнерских отношений между всеми сторонами рынка труда, всеми, кто призван был обеспечить проведение реформ, было, вероятно, единственной гарантией их осуществления без социальных потрясений, рассматривалось как альтернатива резкому обострению классовых отношений, чуть ли не гражданской войне». [3]
Именно на этом этапе забастовочной борьбы в ответ на требования профсоюзов были приняты важнейшие документы республиканского и союзного масштаба. Впервые между профсоюзами и правительством были заключены Соглашения по трудовым и социальным вопросам.
В 1993-1994 гг. ФНПР удается заострить внимание правительства и работодателей на социальных аспектах проводимых реформ. Однако на работе созданной Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений сказывается несовершенство нормативной базы.
Решения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений в основном имеют рекомендательный характер. Признавая правомерность постановки комиссией вопросов, требующих незамедлительного решения, как то: о принимаемых мерах по нейтрализации социально-экономических последствий отпуска цен на энергоносители для трудящихся России; о задолженности по выплате заработной платы работникам организаций и учреждений бюджетной сферы, правительство не сочло себя обязанным их выполнять. Экономические требования перерастают в политические, встает вопрос о необходимости проведения Общероссийской национальной забастовки. [4]