Таблица 1. Количество общественных организаций по типам деятельности (21.11.2008).
Заинтересованность государства в развитии гражданского общества Й.Шумпетер видел в том, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, дабы гарантировать, чтобы они управлялись демократически и одна часть гражданского общества не превращалась в экспансионистскую силу, разрушающую все, а рынок не подчинял себе общество.
Сотрудничество государственных институтов с гражданским обществом, в том числе через диалог с широким кругом общественных организаций, имеет важное значение для поддержания стабильности, снижения социальной напряженности, успешного проведения государственной политики, в том числе социальных реформ. Сложный характер взаимосвязи и взаимозависимости государства и гражданского общества точно подметил лауреат Нобелевской премии, американский ученый М.Фридман: «...Общество таково, каким его делаем мы сами... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина».
В Проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) ситуация с гражданским обществом охарактеризована как “стагнация с тенденцией к ухудшению”.
Проблема формирования гражданского общества включает в себя вопросы не только теоретического, но и практического характера. Для решения поставленных в Программе целей – укрепления институтов гражданского общества, представляющих интересы различных социальных и экономических групп, а также поддержки и развития каналов взаимодействия гражданского общества и государства – были воссозданы общественные комиссии при органах исполнительной власти, создана Общественная палата, создана Комиссия при Президенте РФ.
Свободные общества нуждаются в институциональной базе, которая позволила бы осуществлять необходимые социальные реформы, не прибегая к насилию; но им необходимо также чувство сплоченности, формирующее фундаментальные общие ценности.
Конкурентный и плюралистичный рынок средств массовой информации и книг является краеугольным камнем современных гражданских обществ. Свобода печати нуждается в защите со стороны государства.
Законодательная база требуется также для появления добровольных союзов и благотворительных фондов – «третьего сектора», не относящихся ни к государственным учреждениям, ни к предпринимательской деятельности. Процветание «третьего сектора» – характерный признак существования подлинного гражданского общества.
1.4 Проблемы финансирования институтов гражданского общества. Когда институты гражданского общества в условиях диктатуры выступают за свободу, ключевой элемент их политической честности – полная независимость от правительства, как финансовая, так и любая другая. Важнейшим условием формирования гражданского общества является Свобода, которая подразумевает материальную независимость как личности, так и институтов.
В странах с демократическим режимом действует совсем иная система правил. Многие элементы гражданского общества финансируются правительством. В западной Европе, например, широко распространена правительственная поддержка гражданского общества, в том числе и групп, которые бросают правительству вызов, например организации по защите окружающей среды, союзы борьбы за права человека.
Несмотря на то, что в вопросах финансирования гражданских организаций в последние годы наметились позитивные сдвиги – стало больше корпоративных доноров, в регионах укрепилась практика проведения конкурсов социальных проектов, – вопрос развития механизмов поддержки некоммерческих организаций остается исключительно важным.
Учитывая специфику гражданского общества, одним из условий деятельности в направлении укрепления материально-технической базы некоммерческих организаций должно стать разнообразие источников финансирования. Это одна из важнейших гарантий независимости гражданского общества. В обществе должно утвердиться понимание важности поддержки некоммерческого сектора как значимого компонента в экономике страны.
Доля государственной поддержки некоммерческих организаций за рубежом составляет 76,5% доходов НКО в Бельгии, 59,0% в Нидерландах, около 30% в США, 20-40% в странах Восточной и Центральной Европы.
Для обеспечения в России устойчивого развития организаций и движений, образующих гражданское общество, необходимо существенно повысить уровень его ресурсного обеспечения. Сегодня мы можем оценить ресурсы, поступающие в распоряжение НКО, в интервале 125-250 млрд. руб., то 0,5-1,0% ВВП России. С учетом численности вовлеченных в НКО граждан (10-15 млн. чел.) и численности самих НКО (359 тыс.) такое ресурсное обеспечение следует признать очень низким, не покрывающим в достаточной мере реализацию тех целей, ради которых граждане объединяются. Например, в развитых странах вовлеченность в НКО больше в 2-2,5 раза, но размер средств, которыми гражданские организации располагают, значительно выше даже в расчете «на одного вовлеченного» - до 5-7% ВВП. Ресурсная недостаточность гражданского общества отмечается и в заявлениях их руководителей – в проведенном Общественной палатой опросе руководителей НКО три четверти охарактеризовали свое положение как «нехватку средств», а 25% - как «полную нехватку средств». Это же, по-видимому, объясняет и значительную долю «спящих» НКО, не ведущих заметной деятельности. По ряду оценок, таких более двух третей от всех зарегистрированных организаций.
Система общественно-государственных фондов, если она будет создана на федеральном уровне, может быть воспроизведена в субъектах Федерации. Целесообразно к 2010 г., когда будут отработаны организационные формы и процедуры такой работы, довести объем государственных грантов НКО через соответствующие фонды до 25-30 млрд. руб. При этом надо привлекать в эти фонды и средства частных доноров, постепенно увеличивая их долю в финансировании проектов. Через 10 лет частных поступлений в фонды должно стать больше, чем бюджетных.
Часто использование модных терминов затеняет существо проблемы. Это происходит и с термином «гражданское общество», которое за последние годы в России стало популярным, модным, даже расхожим выражением. Появилось и немало работ, в том числе не всегда качественных. Видимо, наше общество находится на той стадии, когда начался процесс сбора информации и первоначального осмысления. Параллельно, размышляя о сути гражданского общества, авторы приходят к принципиальным решениям. В подобной обстановке неизбежен вывод о том, что «руководству страны необходимо принимать принципиальные, причем неординарные политические, административные, экономические и оборонные решения. Суть их будет заключаться в выборе алгоритма развития страны в условиях глобализации. В ситуации перехода ведущих государств к информационной стадии развития этот выбор становится для России не только политическим, но и историческим, т.к. определяет место страны в мире и в истории человечества на ближайшие десятилетия» .
За 2001-2006 годы на уровне общественности и власти были организованы многочисленные мероприятия – форумы, конференции, круглые столы, на которых проблема становления институтов гражданского общества в России становилась предметом обсуждения. В этот процесс оказались втянуты десятки тысяч ученых, общественных и политических деятелей.
Между тем складывается впечатление, что постепенно исчезает понимание актуальности, практической значимости решения этой проблемы. Но эта проблема имеет исключительную важность не только для всего человечества, но и для сегодняшней России. Развитие институтов гражданского общества, приобретение ими новой политико-экономической роли и значения превратилось в первом десятилетии ХХI века в ведущую глобальную тенденцию развития. Более того, в важный политический и экономический фактор.