Смекни!
smekni.com

Гражданский иск в уголовном процессе 3 (стр. 2 из 4)

2. Производство по гражданскому иску в уголовном процессе.

2.1. Процессуальный статус гражданского истца и гражданского ответчика.

Исходя из положений, содержащихся в ч..1 ст.44 УПК РФ можно сделать вывод: а) в качестве гражданского истца может быть признано лицо, если имеются основания полагать, что непосредственно преступлением ему причинен вред; б) вред этот может быть имущественным и моральным; в) становление лица в качестве субъекта уголовно-процессуальных отношений обусловлено вынесением процессуального решения о его признания таковым.

Актами признания лица в качестве потерпевшего являются определения суда, постановления суда, прокурора, следователя, дознавателя.

По делам, по которым предварительное следствие необязательно, признание лица гражданским истцом осуществляется постановлением дознавателя. Аналогичным образом введение (допуск) в уголовное судопроизводство лица в качестве гражданского лица в определенных случаях может быть осуществлено при проведении дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, поскольку иск может быть предъявлен в соответствии с ч.3 ст.44 УПК РФ, т.е. по делам с участием несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, лиц которые по иным причинам неспособных самостоятельно свои законные права и интересы; сразу же после возбуждения уголовного дела.

Гражданским истцом в уголовном процессе может быть как физическое лицо (гражданин), так и юридическое (предприятие, учреждение, организация, акционерное общество и т.п.). В последнем случае процессуальные права гражданский истец реализует через представителя.

Признание в качестве гражданского истца закон связывает с причинением вреда непосредственно преступлением. И это вполне оправданно, ибо такой иск может быть предъявлен не потому, что одно лицо причинило вред другому лицу, а потому что он (другое лицо) обвиняется в совершении именно того преступления, которым причинен вред и которое в связи с этим (а не в связи с предъявлением иска) является предметом расследования или судебного разбирательства. Если же лицо (обвиняемый) причинило вред в результате совершения преступления, но не того, которое является предметом расследуемого и рассматриваемого судом уголовного дела, к обвиняемому или лицам, несущим имущественную ответственность за его действия, не может быть предъявлен иск в рамках данного уголовного дела.

Поскольку в ч.1 ст.44 УПК РФ признание лица гражданским истцом обусловлено наличием у должностного лица, ведущего производство по уголовному делу, «оснований полагать», что вред причинен непосредственно преступлением, в постановлении должно быть указано, на чем основывается такой вывод. Это могут быть имеющиеся фактические данные, полученные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.

В основе процессуального акта о признании лица гражданским истцом, как это усматривается из изложенного выше, должны присутствовать, по крайней мере, (как минимум) две группы оснований: а) уголовно-правовые основания – причинение ущерба (вреда) непосредственно преступлением, составляющим предмет предварительного расследования или судебного разбирательства; б) уголовно-процессуальные основания – наличие в уголовном деле фактических данных, указывающих на причинение лицу ущерба (вреда) уголовно наказуемым деянием. Когда следователь ориентируется на то, чтобы разъяснить лицу право на предъявление иска, а затем вынести соответствующее постановление, имеется в виду, что данные к этому должны найти отражение в материалах уголовного дела.

Постановление о признании гражданским истцом сообщается гражданскому истцу, а при его явке ему разъясняются его права, предусмотренные ч.4 ст.44 УПК РФ.

При причинении имущественного вреда совместными действиями ряда лиц гражданский истец вправе предъявить к ним свои требования о возмещении материального ущерба. Однако эти исковые требования могут быть разрешены в уголовном деле лишь при условии, что все эти лица привлечены к уголовной ответственности по данному делу.

Доказывание гражданского иска в уголовном деле, судя по тем процессуальным правам, которыми наделен гражданский истец (ч.4 ст.44 УПК РФ), производится по правилам, установленным УПК РФ.

Рассмотрение требований гражданского истца в уголовном деле не сводится только к доказыванию, осуществляемому по правилам уголовного процесса. Закон не препятствует решению ряда других процессуальных вопросов гражданского процессуального законодательства. Но это возможно постольку, поскольку предстоит решить иск, вытекающий из данного уголовного дела, а вопрос не урегулирован нормами УПК РФ.

Гражданский истец имеет широкие полномочия по обжалованию процессуальных актов органов расследования и прокурора. Права гражданского истца на обжалование судебных актов ограничены: он может обжаловать решения суда лишь в части, касающейся гражданского иска.

Широкий перечень процессуальных прав гражданского истца (ч.4 ст. 44 УПК РФ) свидетельствует о том, что он в полной мере обеспечен процессуальными средствами для отстаивания своих интересов в ходе предварительного расследования и в суде.

В качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с ГК РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением. О привлечении физического или юридического лица в качестве гражданского ответчика дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд – определение (ч.1 ст.54 УПК РФ).

Ответственность за причинение преступлением ущерба (вреда), как правило, возлагается приговором суда на осужденного. Однако в случаях, предусмотренных законом, к материальной ответственности по уголовному делу могут быть привлечены и другие лица – физические или юридические. Так, например, по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, в качестве гражданских ответчиков должны привлекаться владельцы транспортных средств, поскольку в со ст.1079 ГК РФ обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности возлагается на владельца этого источника, т.е. на организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности как в силу принадлежащего им права собственности или оперативного управления, так и по другим основаниям: по договору аренды, проката или доверенности, а также в силу распоряжения компетентных органов о передаче организации во временное пользование источника повышенной опасности.

Если органом предварительного следствия при наличии к тому оснований к участию в деле в качестве гражданских ответчиков не были привлечены родители, опекуны, попечители, а также лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, которые в силу закона несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями несовершеннолетнего, суд должен вынести определение (постановление) о признании указанных лиц и организаций гражданскими ответчиками, разъяснить им права и обеспечить условия их реализации.[3]

В указанном постановлении Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание судов на то, что в соответствии со ст.1074 ГК РФ несовершеннолетние от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях и лишь в том случаях, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями. Поэтому суду, подчеркнуто в постановлении Пленума Верховного Суда, прежде всего следует обсудить вопрос о возможности возмещения вреда самим несовершеннолетним.

В соответствии со ст.21 и 27 ГК РФ и ст.13 СК РФ самостоятельную ответственность за причиненный вред несут несовершеннолетние, которые в момент причинения вреда, а также в момент рассмотрения судом вопроса о возмещении вреда обладали полной дееспособностью в порядке эмансипации либо вступили в брак до достижения 18-летнего возраста. В подобных ситуациях при причинении преступными действиями указанных лиц вреда их родители не могут привлекаться в качестве гражданских ответчиков в уголовном процессе.

Лицо может быть привлечено в качестве гражданского ответчика не ранее появления в уголовном деле обвиняемого, так как в рамках уголовного процесса гражданский ответчик может нести ответственность за действия обвиняемого.

Объем процессуальных прав гражданского ответчика обусловлен той ролью, которую он играет в уголовном судопроизводстве. Поэтому, например, права гражданского ответчика на ознакомление с материалами уголовного дела и обжалование судебных решений (приговоров, определений, постановлений) допускаются в той части и постольку, поскольку это связано с основаниями и размером гражданского иска.

Необходимо, однако, отметить, что в части указанных процессуальных прав ответчика УПК РФ усилил гарантии, направленные на их реализацию. Так, при ознакомлении с делом в части, касающейся гражданского иска, гражданский ответчик может не только делать выписки из дела, но и снимать за свой счет копии с материалов дела, в том числе с использованием технических средств.

Как усиление гарантий прав гражданского ответчика следует отметить его право знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях на приговор суда и подавать на них возражения, если они затрагивают его интересы.

Гражданский ответчик вправе реализовать права, указанные в ст.54 УПК РФ, лично или через представителя (ст.55 УПК РФ). При этом личное участие гражданского ответчика в производстве по уголовному делу не лишает его права иметь представителя.