во-вторых, договорная (добровольная) подсудность означает, что стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела до принятия его судом к своему производству. В данном случае реализуется принцип диспозитивности гражданского процесса. Однако от выбора стороны зависят только два вида территориальной подсудности: общая (ст. 28 ГПК РФ) и альтернативная (ст. 29 ГПК РФ). Соглашения сторон об изменении родовой подсудности считаются недействительными.
ГПК РФ не устанавливает определенной формы для соглашения о подсудности (пророгации), оно может включаться в виде отдельного пункта гражданско-правового договора, заключенного между сторонами и являющегося объектом рассмотрения суда. Стороны могут обменяться также письмами, телеграммами, иными фиксируемыми способами передачи информации или выразить свое желание в ходатайствах, заявляемых перед судом. Договорная подсудность создает много преимуществ для сторон, дополнительные удобства, поскольку законом предусмотрено их право самим избирать наиболее удобный в территориальном отношении суд. Заключение соглашения о подсудности в равной мере обязательно для сторон. Изменение условий договора одной из сторон не допускается. Закон также не предусматривает права стороны в одностороннем порядке изменить условия договора о подсудности;
в-третьих, подсудность по связи дел (заявленных требований) имеет место в том случае, когда между ними существует такая объективная связь, которая позволяет рассмотреть все заявленные требования в одном процессе (ст. 40, 138, 151 ГПК РФ). Подсудность по связи исковых требований отличается от альтернативной тем, что при применении альтернативной подсудности происходит выбор стороной суда по месту жительства, нахождения истца или ответчика. При подсудности по связи дел выбор суда возникает только: при предъявлении требований к нескольким ответчикам, имеющим разное место жительства; при предъявлении встречного иска; при предъявлении гражданского иска в уголовном процессе.
в-четвертых, исключительная подсудность, как следует из названия, исключает применение других видов территориальной подсудности. По определенным категориям дел, указанным в ст. 30 ГПК РФ, выбор суда не зависит от воли сторон, а точно предопределен в законе. Например, иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей (недвижимое имущество), об освобождении имущества от ареста, предъявляются по месту нахождения этих объектов. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны по месту открытия наследства и т.д[267].
Таким образом, любое лицо, заинтересованное в судебной защите своих прав и охраняемых законом интересов, в зависимости от характера требования должно определить, какой суд и на какой территории компетентен возбудить гражданское судопроизводство по первой инстанции. Сложности установления родовой и территориальной подсудности, особенно в случаях соединения нескольких связанных между собой требований, порождают большое количество определений о возврате заявлений. Хотя процессуальный закон и содержит достаточно исчерпывающие правила разрешения таких коллизий, на практике определение правильной подсудности требует от обращающегося изрядной квалификации, что существенно снижает возможность реализации каждым права на доступ к правосудию.
Иск к ненадлежащему ответчику. Суды нередко сталкиваются с ситуациями, часто создаваемыми намеренно стороной по делу, когда истец обращается в суд с иском к ненадлежащему ответчику с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Установив, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, суд вправе (ст. 41 ГПК РФ) с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После осуществления такой замены подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала тем же судом. Но ситуация обостряется, если в результате замены ненадлежащего ответчика произошло изменение подсудности и (или) подведомственности дела. При таких обстоятельствах происходит нарушение конституционного права ответчика "на свой суд" (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ), а замена ненадлежащего ответчика надлежащим возможна "только при наличии двух условий: во-первых, согласия на это истца; во-вторых, подведомственности и подсудности дела с участием такого надлежащего ответчика данному суду"[268].
Вопрос о соблюдении конституционного права граждан на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, на этом не исчерпывается. Его постановка правомочна в каждом случае предъявления иска по месту нахождения ненадлежащего соответчика. Для разрешения обозначенной проблемы необходимо четко представить себе буквальный смысл ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, процессуальных норм, регулирующих институт подсудности, а также смысл, придаваемый им сложившейся правоприменительной практикой.
В постановлении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан[269] были изложены следующие правовые позиции. Законом должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, т.е. дискреционным полномочием правоприменительного органа, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона.
По этому поводу ст. 31 ГПК РФ закрепила правило, согласно которому иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. А в силу ст. 33 ГПК РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду. Указанные нормы в установленной форме предопределяют критерии, согласно которым однозначно определяется суд, рассматривающий гражданское дело при изменении подсудности. Однако на практике ситуация часто (в силу недобросовестного умысла заинтересованных лиц) складывается иным образом.
Истец с целью рассмотрения дела желаемым судом включает в состав ответчиков ненадлежащего ответчика, проживающего на территории расположения данного суда, и предъявляет иск по месту его жительства (расположения). Суд, руководствуясь вышеназванными нормами, обязан принять дело к своему производству и рассмотреть его по существу. Фактически в данном случае подсудность определяется по усмотрению истца. Очевидно, что при таких обстоятельствах процессуальные нормы не обеспечивают необходимого правового эффекта, заключающегося в осуществлении рассмотрения дела законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, их применение влечет нарушение прав лиц, участвующих в деле[270].
На стадии возбуждения судопроизводства невозможно установить порочность ответчика, поэтому на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, после принятия заявления, установив что один из соответчиков является ненадлежащим, судья может выделить в соответствии с п. 3 ст. 151 ГПК РФ требования к ненадлежащему ответчику в отдельное производство и передать по подсудности дело со ссылкой, к примеру, на п. 3 ст. 33 ГПК РФ. Если же это обстоятельство станет известно судье на стадии возбуждения судопроизводства, то у него есть право признать нецелесообразным совместное рассмотрение нескольких требований в одном производстве, отказав в возбуждении судопроизводства в отношении ненадлежащего ответчика, который проживает в другом месте, возвратить заявление, предложив истцу обратиться с иском по надлежащей подсудности.
§ 2. Иные условия реализации права на обращение за судебной защитой
Основания возвращения заявления. Судья также возвращает заявление, если:
- исковое заявление подано недееспособным лицом;
- не соблюдён установленный досудебный порядок урегулирования спора или не предоставлены документы, подтверждающие это;
- заявление не подписано или подписано и подано неуполномоченным лицом;
- в производстве этого или другого суда либо третейского суда находится тождественное дело;
- до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда поступило заявление от истца о возвращении искового заявления.
По общим правилам гражданского судопроизводства за защитой своего права или интереса в суд могут обращаться только лица, которые наряду с гражданской правоспособностью, обладают гражданской процессуальной дееспособностью. Процесс, возбужденный по заявлению недееспособного лица, не порождает никаких процессуальных последствий (возврат заявления по этому основанию в судебной практики встречается довольно редко - 7 определений тверских районных судов). Эти положения закона обусловлены тем, что процесс по гражданскому делу в силу принципа диспозитивности может возникнуть лишь в результате волеизъявления заинтересованного лица. У недееспособного же гражданина имеется порок воли, он не способен своими действиями осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю.
Если гражданская процессуальная правоспособность представляет собой абстрактную возможность лица быть участником процесса по конкретному делу, т.е. носителем гражданских процессуальных прав и обязанностей, то способность такого участника своими собственными (личными) действиями осуществлять процессуальные права и обязанности или поручать ведение дела представителю называется гражданской процессуальной дееспособностью[271]. В этом и состоит отличие гражданской процессуальной дееспособности от дееспособности в материальном праве.