По нашему мнению, конституционное право на судебную защиту, трансформируюсь в гражданском процессе в право на обращение в суд, не должно подвергаться каким-либо изъятиям или ограничениям. Аксиомами гражданского судопроизводства должны стать следующие положения:
1. Выбор процедуры досудебного урегулирования споров по любым категориям дел с участием как граждан, так и юридических лиц является правом, а не обязанностью стороны.
2. Возможность досудебного урегулирования спора является дополнительным способом правовой защиты, не противоречащим принципу осуществления правосудия только судом.
3. Суды (в том числе и арбитражные) не вправе отказывать заявителям в приеме и (или) в рассмотрении исковых и других заявлений на том основании, что спор между сторонами должен быть предварительно рассмотрен в досудебном порядке.
4. Если все же стороны начали добровольную процедуру досудебного урегулирования (предъявлена претензия с указанием срока для ответа и др.), но одна из сторон считает необходимым для защиты своих прав обратиться в суд, не дожидаясь окончания досудебной процедуры, суд обязан принять исковое заявление к рассмотрению.
5. Суд не вправе отказывать в приеме искового заявления и в случаях, когда должник признал претензию кредитора, если кредитор считает, что его права каким-либо образом нарушены и спор необходимо разрешать через суд.
6. Право гражданина и юридического лица на обращение в суд и на судебную защиту может быть реализовано и в случаях, когда в процессуальных кодексах или других законодательных актах прямо не предусмотрен порядок разрешения определенной категории споров.
Таким образом, в силу обновленного материального и процессуального законодательства обязательный досудебный порядок представляет собой необходимое обращение заинтересованного лица с претензией к возможному нарушителю его прав и охраняемых законом интересов. Такая ситуация, на наш взгляд, подрывает принцип диспозитивности гражданского процесса. Если стороны намерены обратиться к рассмотрению их конфликта вне стен суда, то они имеют право самостоятельно прибегать к переговорам по своей воле, без всякого принуждения, или могут ввести эту предварительную досудебную процедуру своим соглашением, также они могут договориться о том, что никто из них не обращается в суд до тех пор, пока до конца не использованы возможности переговорного процесса. Если заключено такое соглашение, то тогда этот порядок - для сторон добровольный - для суда становится обязательным. Можно предположить, что досудебный порядок сохранился в ГПК РФ как один из вариантов разгрузки судебной системы от дел, которые могут быть решены и без непосредственного участия суд. Однако, следуя логике материального законодательства, процессуальное закрепило такой порядок только в отношении нескольких случаев, тем самым, создавая дополнительные гарантии личной защиты для лиц, занимающихся железнодорожными, авиационными перевозками и т.п., что, на наш взгляд, противоречит принципу равных возможностей, закрепленному в гражданском законодательстве. С другой стороны, гарантией эффективной защиты прав является также возможность обращения к альтернативным способам разрешения споров. Субъекты гражданского оборота должны иметь возможность выбрать любую удобную процедуру, соответствующую их требованиям о времени, стоимости, конфиденциальности, императивности и последствиям решения[285]. Задача судебной власти - содействовать функционированию альтернативных процедур и, что не менее важно, гарантировать соблюдение закона и в этой сфере. В этой связи целесообразно законодательное закрепление альтернативных средств разрешения споров (путем переговоров, посредничества, консультаций и т.п.).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья, установив при принятии заявления отсутствие подписи истца или подпись и подачу заявления лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд, возвращает исковое заявление (20 определений о возврате районных судов г. Твери). Здесь законодатель допустил некоторую смысловую неточность[286], смысл которой в том, что данное основание может повлечь как возвращение, так и оставление заявления без движения. Статья 136 ГПК содержит указание общего характера, в ней разъясняется, какие нарушения ст. 131 и 132 могут повлечь оставление заявления без движения. В то же время ст. 135 ГПК РФ прямо указывает на то, в каких конкретных случаях заявление возвращается. Поскольку в качестве одного из оснований возвращения заявления предусмотрено отсутствие подписи соответствующего лица, то эта норма, содержащая четкое указание на конкретное нарушение, должна иметь приоритет перед общими указаниями ст. 136 ГПК РФ.
Для возбуждения гражданского судопроизводства от имени заинтересованного лица у представителя должны быть надлежаще оформленные документы на ведение дела, удостоверенные доверенностью или иным документом[287]. Представитель вправе обратиться в суд с заявлением самостоятельно, если в доверенности, выданной ему, оговорено его право на подписание искового заявления и предъявление его в суд (ст. 54 ГПК РФ). Заявление подлежит возвращению, если оно подается лицом, которое не может быть представителем (ст. 51 ГПК РФ).
Пункт 5 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ предусматривает основание, препятствующее возбуждению дела по иску, тождественному уже находящемуся в производстве этого или другого суда, а также третейского суда[288]. Тождество может быть определено, исходя из того, не предъявляется ли иск вторично одним и тем же лицом, к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. Закон не допускает рассмотрение одного и того же дела в разных судах. Производство по делу должно ограничиваться рассмотрением и разрешением дела только в одном суде, выбранном заявителем в соответствии с надлежащей подсудностью.
Например, ст. 29 ГПК РФ предоставляет право истцу по своему усмотрению выбрать один суд из двух и даже трех. В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ "О третейских судах в РФ"[289] по соглашению сторон любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, может, если иное не установлено федеральным законом, передаваться на разрешение третейского суда. Если стороны передали подведомственный суду спор на разрешение третейского суда, то он также может быть рассмотрен только в третейском суде. Одновременное рассмотрение его в судах общей юрисдикции исключено.
Если для прекращения производства по делу необходимо наличие решения или определения по первоначально предъявленному требованию, то для возвращения заявления достаточно наличия двух дел в производстве этого или другого суда либо третейского суда. Некоторые суды могут неправильно толковать данную норму и распространять ее на случаи, когда другое дело рассматривается или должно быть рассмотрено другими органами в досудебном порядке, и принимают решение об отказе в принятии заявления. В данном случае, если дело рассматривается или должно рассматриваться другими органами, то у суда есть все основания возвратить заявление до разрешения этого дела другими органами.
О возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает, как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела: в какой суд в соответствии с родовой и территориальной подсудностью нужно обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду; необходимость соблюдения досудебного порядка разрешения спора и др. Определение суда должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами. Возвращение заявления не препятствует повторному обращению в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение. На определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.
Таким образом, следует отметить прогрессивный характер ГПК РФ, который в отличие от ГПК РСФСР закрепил в отдельной статье исчерпывающий перечень оснований для возвращения искового заявления. Вместе с тем вызывает некоторую озабоченность наличие такого условия как обязательный досудебный характер спора, а так же сложность определения родовой и территориальной подсудности, что при обращении в суд может повлечь существенную потерю времени и излишние затраты особенно для лиц, не обладающих профессиональными юридическими познаниями. Несмотря на тот факт, что вышеназванные препятствия для доступа к правосудию на стадии возбуждения гражданского судопроизводства устранимы, последствия возвращения заявления могут оказаться достаточно существенными для заинтересованного лица, так как в этих случаях не прерывается течение срока исковой давности.
Основания оставления заявления без движения. Для реализации права на обращении в суд необходимо соблюдать нормы ст. 131 ГПК РФ, определяющую форму и содержание заявления (564 определения районных судов г. Твери), а также ст. 132, закрепляющую перечень прилагаемых документов, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования заинтересованного лица (416 определений районных судов г. Твери). Судья, установив, что заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в ст. 131 и 132 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения (всего 980 определений районных судов г. Твери), о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков. Для оставления заявления без движения закон устанавливает основания, не подлежащие расширительному толкованию.