К сожалению, теоретическим аспектам права на доступ к правосудию в современной литературе не уделяется должного внимания, поэтому обратимся к литературе советского периода[43]. В теории советского гражданского процесса вопрос о понятии и содержании данного субъективного права самостоятельно не рассматривался. Он лишь затрагивался в работах, посвященных исследованиям процессуального положения лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, а также при разрешении проблем исковой формы защиты прав[44]. Наиболее правильным представляется подход к решению данной проблемы безотносительно вида гражданского судопроизводства. Он позволяет широко, на основе общих положений гражданского процессуального права, исследовать аспекты права на обращение в суд за защитой субъективных прав и охраняемых законом интересов, учитывая при этом процессуальные особенности права на обращение в суд с заявлением, поскольку право на обращение за судебной защитой объединяет в себе правомочия по обращению в суд по делам всех видов гражданского судопроизводства. Такой подход ни в коем случае не исключает необходимости исследования вопросов, связанных с обращением в суд по каждому из видов гражданского судопроизводства и даже по отдельным категориям гражданских дел[45].
Традиционно право на обращение в суд связывают с исковой формой защиты в гражданском судопроизводстве[46]. Действительно, следует признать, что на практике большая часть обращений в суд связана именно с исковой формой, это огромное количество дел, которые вытекают из гражданских и брачно-семейных отношений. Безусловно, само по себе право на защиту именно в суде в гражданском судопроизводстве является более широким понятием, чем право на иск, так как охватывает не только исковое производство, но и производство, связанное с административно-правовыми отношениями, вопросами особого производства и др.
В структуре права на иск традиционно выделяют следующие элементы: право на предъявление иска и права на удовлетворение иска. На основании данного структурного деления происходит и дифференциация точек зрения процессуалистов:
1. Право на иск рассматривается как неразрывное, органическое единство двух правомочий: права на предъявление и права на его удовлетворение[47].
2. Под правом на иск в процессуальном смысле понимается право на предъявления иска, а в материально-правовом – право на удовлетворение иска, то есть имеет место двуаспектная система[48].
3. Под правом на иск понимается лишь право на обращение за судебной защитой, то есть право на предъявление иска. Данная группа процессуалистов определяют иск как обращение к суду за защитой права или интереса[49].
4. Право на иск рассматривается как притязание, то есть охранительное право требования, обязывающее определенное лицо к совершению известного действия и обладающее способностью подлежать принудительной реализации юрисдикционным органом[50].
На наш взгляд, наиболее правильной и обоснованной представляется точка зрения, говорящая о двух самостоятельных аспектах права на иск. При этом необходимо отметить, что право на иск неразрывно связано с правом на получение удовлетворения требования, которое связано с правовой и фактической обоснованностью иска.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что право на предъявление иска и право на удовлетворение иска хотя и взаимосвязаны, но вместе с тем вполне самостоятельные и не совпадающие по своему содержанию категории. Право на предъявление иска означает право на обращение в суд, а также предусматривается в качестве способа защиты нарушенного или оспариваемого права или законного интереса, закрепленное в отраслевом законодательстве. В данном случае следует говорить лишь о праве на производство искового процесса или, иными словами, о праве свободного доступа к правосудию. Право на удовлетворение иска означает право на получение защиты, то есть право на положительный исход процесса. В связи с этим право на иск в процессуальном смысле (право на предъявление иска) отличается от права на иск в материально-правовом смысле (права на удовлетворение иска) по основаниям возникновения и реализации указанных правомочий. Возникновение и реализация права на предъявление иска зависят от обстоятельств процессуально-правового характера (например, подведомственность, подсудность и т.п.). Возникновение и реализация права на удовлетворение иска обусловлены как материально-правовыми, так и процессуальными фактами[51].
Подобным образом следует соотнести и материальный, и процессуальный аспекты права на судебную защиту. В теории гражданского процессуального права высказаны различные суждения по вопросам о понятии, сущности, отраслевой принадлежности и соотношении институтов "право на судебную защиту" и "право на обращение в суд за судебной защитой" с точки зрения их процессуального и материального характера[52]. Некоторые авторы считают, что институт "право на судебную защиту" является институтом процессуального права, а право на обращение в суд есть лишь его часть, элемент, компонент[53]. На наш взгляд, такие высказывания представляются необоснованными. Право на судебную защиту - это, прежде всего, институт материального права. Такое право имеют лишь лица, чьи материальные права или охраняемые законом интересы действительно нарушены. Если субъективные права не нарушены, то, естественно, нет и права на их защиту. Вопрос же о том, нарушено ли субъективное право или охраняемый законом интерес, решается в ходе судебного разбирательства дела по существу. Право на судебную защиту может иметь истец, но такое право может быть и у ответчика, если это будет установлено в судебном решении. В связи с этим в литературе отмечалось, что право на судебную защиту означает право на получение благоприятного для себя решения: об удовлетворении своих требований для истца, об отказе в этих требованиях для ответчика[54]. Эти вопросы регламентированы нормами материального права, которые суд применяет, разрешая дело по существу.
Право на судебную защиту во многом имеет материальное содержание, то есть оно напрямую связано с правом на удовлетворение заявленных требований. Процессуальное содержание этого института - свойство субъективного права, возможность его защиты и осуществления в принудительном порядке. Процессуальные последствия наличия у гражданина права на судебную защиту - вынесение судебного решения, материально-правовые последствия - удовлетворение иска, заявления. Право на обращение за судебной защитой - это институт гражданского процессуального права, регулирующий основания и порядок возбуждения судебной деятельности по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Процессуальные последствия реализации данного права - возникновение судебной деятельности по осуществлению правосудия и вынесение решения как результат этой деятельности. Для данного института не имеет значения, какое решение будет вынесено: об удовлетворении заявления или об отказе в нем.
Действующее процессуальное законодательство предусматривает, что реализовать свое право на судебную защиту может любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, путем обращения в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ). Посредством закрепления нормы ст. 3 ГПК РФ законодатель разрешил спор, связанный с определением содержания права на судебную защиту в гражданском процессе. Закон не устанавливает определенных оснований для обращения в суд. Достаточным поводом для такого действия является субъективная убежденность лица в необходимости судебной защиты. Праву заинтересованного лица на обращение в суд корреспондирует обязанность суда рассмотреть предъявленное заявление на предмет принятия дела к производству. Наличие права на обращение в суд за судебной защитой лишь предположительно говорит о действительных правах и обязанностях сторон, о нарушении субъективных прав или охраняемых законом интересов, принадлежащих одной из сторон. Установление судом в результате судебного разбирательства дела наличия права на судебную защиту означает, что права или охраняемые законом интересы данного лица действительно нарушены и необходимо их восстановление. Эти теоретические положения имеют непосредственный выход на практику. Когда заинтересованное лицо обращается в суд, судья должен проверить наличие у него лишь права на обращение в суд за судебной защитой и не обсуждать вопрос о праве на судебную защиту, так как этот вопрос может быть решен только в результате исследования и оценки всех доказательств по делу.
Следовательно, право на судебную защиту имеет материально-правовой и процессуальный аспекты и отражает диалектическое взаимодействие связанных между собой, но все же различных отраслевых сфер. Оба значения судебной защиты, материально-правовое и процессуальное, существуют вместе, однако различаются в зависимости от того, что имеется в виду: конечная цель процесса или использование средств достижения такой цели. Наличие такого права в материально-правовом смысле суд может определить лишь после соблюдения всей установленной процессуальным законом процедуры рассмотрения и разрешения гражданского дела. Что же касается процессуального аспекта права на судебную защиту, то, думается, он связан с конкретным содержанием гражданской процессуальной правоспособности лиц, заинтересованных в возбуждении дела.
Предпосылки и условия. Предусмотренная законодательством Российской Федерации широкая возможность для обращения за судебной защитой не означает, что любое лицо, с любым требованием, при любых обстоятельствах и в свободной форме может обратиться в суд, который возбудит гражданское судопроизводство и вынесет решение. Как справедливо отметил А.А. Добровольский, право на обращение в суд имеет не каждый и не в любое время, ибо это будет не уже не право, а простая фактическая возможность, и право на иск будет полностью сливаются с правоспособностью[55].