Следует различать теорию государства и права как науку и как учебную дисциплину. Как наука она представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношении с другими социальными явлениями и науками.
Как учебная дисциплина теория государства и права - это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений. Теория государства и права как учебная дисциплина:
- базируется на теории государства и права как науке. В учебную дисциплину включаются лишь те знания, которые получены государствоведением и правоведением и прошли социальную апробацию. Закономерно поэтому, что чем выше уровень юридической науки, тем содержательнее и полнее аналогичная учебная дисциплина.
- ее рамки более узки, чем рамки науки теории государства и права, так как в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука.
- более субъективна, нежели наука теории государства и права. Система теории государства и права как науки обусловлена системой изучаемых государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом произвольна, зависит от усмотрения составителей учебной программы, конкретного преподавателя.
Функции теории государства и права
Функция – это сущностная категория, определяющая назначение какого-либо явления или процесса.
Функции теории государства и права – это основные направления ее воздействия на систему общественных отношений, выражающие ее сущность и назначение в обществе.
К функциям теории государства и права относят:
Онтологическая функция. Онтология есть учение о бытии. Реализуя эту функцию, теория права и государства отвечает на вопросы: что есть государство и право, как и почему они возникли, что представляют собой в данный момент, какова их судьба и др.
Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права проявляется в том, что в ее рамках познается государство и право, процесс функционирования и все государственно-правовые явления.
В процессе анализа государственно-правовой действительности формируются понятия, категории, конструкции и они же становятся средством дальнейшего познания государственно-правовых явлений. Важное место в познавательной деятельности принадлежит концепциям, т.е. определенным способам понимания, трактовки государственно-правовых явлений, вопросов. Процесс познания государства и права лишь тогда плодотворен, когда есть не одна, а много концепций по одноименным проблемам. Творческая борьба между различными концепциями, дискуссии обогащают и развивают юридическую науку, позволяют выбрать наиболее оптимальный вариант решения вопроса из предлагаемых.
Теоретическая функция теории государства и права выражается в ее способности описывать и объяснять существующую государственную и юридическую практику, правовые системы, формулировать общие и специфические законы их развития, прогнозировать развитие права, юридической науки и практики.
Благодаря понятийному аппарату теории права и государства существует универсальный юридический язык (право, норма права, правонарушение, юридическая ответственность, субъект права и др.), который обеспечивает взаимопонимание между представителями различных отраслей правоведения по общим юридическим вопросам, единообразие в оценках юристами явлений и процессов, действующих в нескольких или во всех отраслях права.
Существенная роль теории права и государства - в объяснении правовых процессов, событий, фактов. Понятийный аппарат данной науки раскрывает наиболее важные, основные закономерности, свойства, признаки права, иных явлений.
Прогностическая функция теории государства и права состоит в выработке прогнозов (предсказаний), гипотез о развитии государства и права, государственно-правовых явлений. Научные прогнозы в этой сфере имеют исключительно важное значение, ибо позволяют последовательно, без рывков и перепадов строить процесс государственно-правового регулирования общественных отношений, своевременно обновлять законодательство и устранять постоянно возникающие в нем противоречия.
Идеологическая функция теории государства и права.
Из всех юридических наук теория государства и права - наиболее идеологична. Ее идеологическая функция заключается в том, что она формирует понятия, категории, систему взглядов и идей о государстве и праве, об их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере. Концепции, положения теории государства и права используются другими юридическими науками, в том числе отраслевыми, определяя их идеологическую направленность.
Воспитательная функция теории государства и права близко примыкает к ее идеологической функции и заключается в формировании ее средствами законопослушного гражданина. Теория государства и права призывает, убеждает каждого человека в том, что государство и право - это благо, средство защиты интересов личности, ее жизни и здоровья. Она раскрывает природу и негативные последствия правонарушений, их вред для человека и общества. Именно теория государства и права привлекла внимание к проблемам правового воспитания гражданина и разработала ее.
Методологическая функция выражается в способности науки вырабатывать общие понятия и категории, методы познания государственно-правовых явлений, которые используются отраслевыми науками. Данная функция является теоретическим фундаментом (основанием) для комплекса отраслевых наук.
Обобщая государственно-правовую практику, теория права и государства формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, понятия, принципы и идеи, а также выводы служат опорными пунктами, несущими конструкциями всего юридического здания.
Прикладная функция теории государства и права связана с выработкой практических рекомендаций по совершенствованию государственной и правовой деятельности. Юридическая наука постоянно предлагает меры по совершенствованию государственного механизма, созданию качественного законодательства, эффективному его претворению в жизнь.
Мировоззренческая функция. В общепринятом понимании мировоззрение выступает как система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Мировоззрение включает совокупность философских, политических, правовых, этических, а также иных взглядов и представлений.
Методология теории государства и права
Понятие методологии науки используется в двух значениях: в узком - как учение о принципах, способах, приемах научного познания предмета теории права и государства, и в широком. Методология теории права и государства в последнем значении представляет собой совокупность научных принципов, методологических подходов, методов познания и мировоззрение исследователя, а также выработанную наукой систему юридических (и государствоведческих) понятий и категорий, служащих инструментами познания государства и права.
Под методологией понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 365).
В содержание методологии включены:
- принципы научного познания;
- научные подходы (например, формационный и цивилизационный, применяемые при изучении типологии государства и правовых систем; интегративный подход - при изучении сущности права и др.);
- методы познания;
- мировоззрение исследователя (занимает ученый монистическую позицию или основывается на многоаспектном видении государствоведческих и юридических проблем);
- научные понятия и категории (категориальный аппарат юридической науки).
К принципам познания науковедение относит исходные, руководящие идеи, положения, которыми обязан руководствоваться исследователь. Принципы познания являются составной частью всеобщего, или диалектического, метода. Такие принципы сформулированы диалектической логикой, и к ним относятся:
- принцип объективности, означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, не искажая их сути, не идеализируя их;
- принцип всесторонности познания;
- принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии. Применительно к государству и праву это означает, что необходимо выяснить, как это явление возникло, какие причины его породили и способствовали становлению и развитию. Есть целый ряд и других науковедческих принципов, которые не входят в этот перечень.
Наряду с принципами исходными методологическими ориентирами для всякого исследования выступают законы диалектики:
- закон перехода количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов в налоговой сфере привело к выделению из финансового права такой отрасли, как налоговое право);
- закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей; корреспондирование в правоотношении обязанности субъективному праву);
- закон отрицания отрицания (в правовой системе России есть элементы правовой системы прошлого и будущего России).