3. Развитие криминологии в иных государствах Азиатско-тихоокеанского региона
Очень похожа на китайскую система воздействия на преступность в Северной Корее. В противостоянии преступности в этой стране акцент делается на информационную обработку граждан на фоне достаточно жестких мер подавления инакомыслия. Мощная пропагандистская сеть (от электронных и печатных средств массовой информации до передвижных мегафонных установок) подобно паутине опутывает сознание всех граждан и уничтожает в зародыше мысли о преступлении. В арсенале корейских лидеров культ руководителя, единство взглядов, нетерпимость к инакомыслию, превентивные полицейские меры.
Не чужды корейским политикам и жесткие репрессивные меры: только за 5 месяцев с октября 1995 г. по март 1996 г. в Северной Корее было проведено более трехсот показательных смертных казней. Так новый корейский вождь Ким Сен Ир продемонстрировал свою твердую руку.
Таиланд продемонстрировал миру оригинальный подход к перевоспитанию преступников и преодолению негативных тенденций их отчуждения от общества. Раз в год в этой стране в течение семи дней в тюрьмах проводится акция, получившая название «Открытые двери». В этот период заключенные могут неограниченно общаться с родственниками и близкими. Этот эксперимент проводится уже несколько лет, и, по отзывам специалистов, такая практика положительно влияет на фиксируемое в Таиланде снижение уровня рецидива.
Австралию можно считать экспериментальным полигоном для макромасштабной проверки теорий криминального наследования. Несколько столетий назад англичане облюбовали этот материк для ссылки своих преступников. Одичавшие собаки, которых завезли в Австралию из Старого Света, образовали новую породу - динго. А вот из английских преступников новая порода человека (гомо криминал) не сформировалась. Более того, в плане преступности обстановка в современной Австралии куда более благоприятна, нежели в Соединенном Королевстве. Интересно, что в австралийском городе Порт-Артур, который в прошлом веке был прибежищем для наиболее опасных преступников, сейчас практически не фиксируются преступления, местная каторжная тюрьма там превращена в музей (и серия убийств, совершенных там 28 апреля 1996 г. маньяком, была для портартурцев все равно, что гром среди ясного неба).
На территории Афганистана, контролируемой религиозным движением «Талибан», полностью отменено гражданское судопроизводство. В этой части страны действуют исключительно средневековые нормы права – религиозные догмы (все тот же закон шариата). Талибы практикуют весьма суровые меры наказания преступников. За кражу отрубают руку, за грабеж - руку и ногу, изменившую своему супругу женщину родственники мужа забивают камнями. Экзекуции обычно проводятся на центральных площадях, где преступник, лишенный той или иной части тела, остается истекать кровью. Наказанный таким образом часто умирает от потери крови - к преступнику не отваживаются подойти даже его близкие. Нередко приговор религиозного суда приводят в исполнение родственники потерпевших.
Когда в 1975 г. 64 страны предоставили в ООН данные об уровне преступности, Непал оказался среди наиболее благополучных государств. Американская исследовательница Фреда Адлер попыталась изучить причины столь низкого уровня преступности в этой горной стране. Главным элементом непальской системы сдерживания преступности является семейная община - род и клан. Королевство Непал - бедная страна, уровень доходов и материального потребления непальцев очень низок низка и преступность. Причина этого заключается в относительном социальном равенстве. Конечно, далеко не все непальцы одинаково бедны. Однако патриархальный уклад жизни, замкнутость родовой жизни сельских общин в горных долинах формируют достаточно низкие стандарты потребления и относительно бесконфликтный образ жизни. Коммуникации и средства связи в стране развиты слабо, большинство сельских общин находится в естественной информационной блокаде соответственно порокам развитых стран не удалось поразить непальскую молодежь. Сопоставление непальской и швейцарской систем воздействия на преступность показывает, что наиболее действенными элементами социального контроля являются семья и община небольшого населенного пункта.
Заключение
Традиционный уклад жизни Японии, Китая и иных стран Азиатско-тихоокеанского региона существенно повлиял на развитие криминологии в этих странах. Основными инструментами проведения политики в этих странах является традиционная общинность и семья. Воспитательная политика сочетается с весьма жесткими мерами воздействия на нарушителей. Большое значение в снижении преступности играет сотрудничество населения и полиции, например, в Японии в конце 80-х гг., благодаря созданию в криминогенных кварталах общин безопасности снизилось количество преступлений. Так же в Японии и Китае значительную роль в привлечении общественности к проблемам противостояния преступности играют широкомасштабные общенациональные кампании по предупреждению преступлений. Такие кампании способствуют повышению озабоченности общества необходимостью принятия мер воздействия на преступность. Однако, отмечая значительно успешное воздействие на криминогенную обстановку в этих государствах, нельзя не упомянуть о развитии в них организованной преступности и растущем влиянии организованных криминальных структур на различные слои общества, и особенно на молодёжь.
В мусульманских же странах прослеживается функционирование системы социального контроля, основанной на исламской традиции, где для уменьшения преступности к нарушителям применяются суровые меры наказания. Например, в Афганистане экзекуции обычно проводятся на центральных площадях, где преступник, лишенный той или иной части тела, остается истекать кровью.
Наиболее низкий уровень преступности среди государств Азиатско-тихоокеанского региона наблюдается в Непале. Главным элементом непальской системы сдерживания преступности является семейная община - род и клан, которые являются наиболее действенными элементами социального контроля.
Учитывая положительные и отрицательные стороны развития криминологии в восточных странах, можно сделать вывод, что социальное воздействие на преступность должно быть столь же гибким и динамичным, как криминогенная обстановка в стране: система разрушения криминального феномена должна трансформироваться соответственно разрушению или блокированию одних криминогенных факторов и возникновению новых.
Список используемой литературы
1. Белявская О. А. Уголовная политика в Японии. М., 1992. – 27 с.
2. Блувштейн Ю. Д., Добрынин А. В. Основания криминологии. Минск, 1990. – 37 с.
3. Иншаков С. М. Криминология зарубежных стран. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 272-294 с.
4. Кваша Ю. Ф., Зайналабидов А. С., Зрелов А. П. Криминология. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2002. – 56-68 с.
5. Келина С. Г. Криминология и уголовная политика. М.: ИГПАН, 1985. – 123 с.
6. Криминология. Учебник/Под ред. Кудрявцева В. Н., Эминова В. Е. М.:ЮРИСТЪ, 1999. – 10,46 с.
7. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1997. – 50-62 с.
8. Судебная и пенитенциарная система в Китае // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. - № 7 – 32 с.
9. Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989. – 95 с.
10. Хохряков Г. Ф. Криминология. М., 1999. – 78-83 с.