Смекни!
smekni.com

Механизм правового регулирования военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государств (стр. 5 из 14)

Не менее важным вопросом являются вопросы права собственности при совершении внешнеторговой сделки в отношении продукции военного назначения. В ч.3 ст. 164 Основ гражданского законодательства было предусмотрено, что возникновение и прекращение права собственности на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по праву места совершения сделки, если иное не установлено соглашением сторон. Это означает, что за основу была принята презумпция диспозитивности, т.е. автономия воли сторон в определении применимого права к вопросам права собственности. Действующим законодательством отношения права собственности при совершении сделок подчинены императивной норме – оно определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 1206 ГК РФ). В силу того, речь идет о поставках продукции военного назначения из России в иностранные государства, то применимым в этих случаях будет ст.223 ГК РФ, предусматривающая, что право собственности возникает в момент передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Таким образом, коллизионная норма в отношении права собственности при совершении сделок претерпела изменение, эволюционируя от принципа диспозитивности, основанного на автономии воли, к императивному коллизионному принципу.

Часто во внешнеторговых договорах на поставку военной продукции делается ссылка на торговые термины СИФ, КАФ, ФОБ и т.д. В этом случае стороны договора, реализуя принцип автономии воли сторон, выбрали правила, содержащиеся в “Инкотермс” 1990г. (Международные правила толкования торговых терминов)[456], которые определяют объем прав и обязанностей продавца и покупателя, а также момент выполнения продавцом своих обязательств и, соответственно, если применяется российское право, момент перехода права собственности на продукцию военного назначения.

5. Субъекты внешнеторговой деятельности в области военно-технического сотрудничества

5.1. Российские субъекты внешнеторговых сделок

Вопросы определения субъектного состава внешнеторговых сделок в сфере военно-технического сотрудничества находятся в области регулирования императивных норм российского материального права, имеющих особое значение для интересов государства. Соответственно, эти нормы исключают применение к этой области правоотношений коллизионных норм и, следовательно, применение иностранного права.

Во внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения действует правовой режим разрешительного профиля. Доминирующим типом правового регулирования правоотношений является разрешительный порядок, основанный на принципе "запрещено все, кроме прямо разрешенного". Исходя из этого принципа, во внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества возможнs только те виды деятельности, которые прямо разрешены, и тех лиц, которым она прямо разрешена.

Виды разрешенной внешнеэкономической деятельности определены Законом о военно-техническом сотрудничестве, Указами Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953 и от 6 января 2001 г. № 8[467].

К ним относятся:

внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения;

государственная посредническая деятельность в отношении продукции военного назначения;

транспортировка экспортно-импортной продукции военного назначения;

страхование перевозимой продукции военного назначения; консалтинговые, юридические, информационные, агентские услуги в сфере внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

маркетинговая деятельность в отношении продукции военного назначения;

производственная кооперация с предприятиями государств-участников СНГ для производства военной продукции.

Все остальные виды деятельности в сфере внешнеэкономических отношений военно-технического сотрудничества Законом и иными нормативными правовыми актами не разрешены, следовательно, не могут осуществляться какими-либо лицами.

Субъектами гражданско-правовых отношений в области экспорта продукции военного назначения могут быть не любые, а строго определенные лица, получившие на это право установленным порядком. Общим правилом определения субъектного состава является то, что ими могут быть только юридические лица.

Статьей 12 Закона о военно-техническом сотрудничестве на экспортно-оружейный рынок разрешен выход субъектам двух типов:

* предприятиям-разработчикам и производителям вооружения и военной техники, получившим такое право в порядке, установленном Президентом РФ (далее именуются - предприятия-экспортеры);

* и государственным посредникам - специализированным федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, которые образованы в соответствии с указами Президента РФ.

Институт государственных посредников не является новым для российского законодательства. В советское время в системе МВТ СССР и других министерств действовали внешнеторговые объединения, которые в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю наделялись исключительным правом поставлять советскую продукцию на внешний рынок, представляя интересы непосредственных производителей.

Вместе с тем, в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю и предоставления права выхода на внешний рынок всем российским лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, изменилась юридическая природа института государственного посредника[468].

Если в советское время, в условиях этатизации общественных, в том числе экономических, отношений, наличие института государственных посредников было обусловлено объективной необходимостью реализации государственной монополии на внешнюю торговлю, с одной стороны, а с другой потребностью интеграции в мировое экономическое пространство, то в условиях рыночной экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности существование института государственных посредников обусловлено интересами национальной безопасности и суверенитета и необходимостью обеспечить непосредственно государственно-управляющее воздействие на специфические экономические отношения, которыми являются отношения внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества. Существование госпосредников в советское время было общим правилом, существование их в настоящее время является исключением из общего правила. Ограничив в обороте специфичный объект гражданских правоотношений - вооружение и военную технику - и, отнеся этот вопрос к своей исключительной компетенции, государству необходимо было создать адекватные организационные структуры реализации своей компетенции на уровне управляемых объектов. Юридическая природа государственных посредников заключается в том, что в силу делегирования им государством своих полномочий по обращению специфичного объекта гражданских прав, они являются представителями государства, реализуя его исключительную компетенцию по фактическому обращению ограниченных в обороте объектов гражданских правоотношений в интересах национальной безопасности и суверенитета.

Между двумя видами субъектов ВТС существуют определенные различия. Прежде всего, это касается порядка наделения юридических лиц специальной правоспособностью.

Организационно-правовая форма государственных посредников - федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые специально создаются для осуществления государственно-посреднических функций в сфере экономических отношений военно-технического сотрудничества указом Президента РФ.

Право на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения могут получить также российские предприятия-разработчики и производители военной продукции любых организационно-правовых форм в специально установленном порядке.

Для хозяйствующих обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) установлено ограничение на участие во внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения[469]:

1) Субъектами указанной деятельности могут быть только общества при условии закрепления не менее 51% их акций (долей) в федеральной собственности и размещение остальных акций (долей) российским юридическим и физическим лицам. Продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим и юридическим лицам, а равно российским юридическим и физическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами, не допускаются. Данное требование является элементом государственной монополии.

2) Российские организации производители продукции военного назначения должны иметь производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения и получить лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.

В настоящее время определены два вида предприятий экспортеров, которым предоставлено право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения: