Впервые процесс становления классового общества завершился в двух районах Старого Света — в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и египетская цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э., в эпоху энеолита (медно-каменного века). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгейском бассейне (включая западную часть М. Азии), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономической структуре первых раннеклассовых обществ принадлежит к числу дискуссионных. Одни советские учёные считают их рабовладельческими (см. Рабовладельческий строй), другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства. По всему земному шару появление классовых обществ связано со временем распространения металлов. Единственное известное исключение — древнее царство майя в Новом Свете (1-е тыс. н. э.). Но переход к металлическим орудиям сам по себе не может превратить данное общество в классовое. Истории и этнографии известны народы, знавшие железные орудия, не говоря уже о медных и бронзовых, но тем не менее не достигшие стадии классового общества. И в том случае, когда эти народы длительное время находились в сфере постоянного влияния крупной системы более передовых, классовых социальных организмов, формирование классового общества с неизбежностью приобретало у них своеобразный характер. Они переходили к более высокой классовой общественно-экономической формации, минуя уже пройденные человечеством в целом стадии развития. Так, например, у славян и германцев формирование классового общества завершилось возникновением феодального строя.
Понятие о П. с. как о первой общественно-экономической формации существует только в марксистской науке. Из буржуазных учёных к нему ближе всего подошёл эволюционист Л. Г. Морган в своём "Древнем обществе" (1877) — труде, который был высоко оценен классиками марксизма. Результаты исследований Моргана были использованы Ф. Энгельсом в его книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Некоторое время идеи Моргана имели довольно широкое распространение в этнографии, но начиная с конца 19 в. в буржуазной науке о первобытном обществе произошёл резкий поворот к антиэволюционизму. Возникло множество школ и течений, в том числе различные направления диффузионизма — английское (Э. Смит и У. Перри), школа "культурных кругов" в Германии (Ф. Гребнер)и как её дальнейшее продолжение и развитие — "венская культурно-историческая школа" (В. Шмидт), американская "историческая" школа (Ф. Боас), структурно-функциональная школа (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун) и др. Характерной чертой всех этих школ был узкий эмпиризм и крайний антиисторизм, отрицание общих закономерностей и поступательного характера развития общества. В той или иной форме буржуазные исследователи пытались обосновать извечность частной собственности, моногамной семьи, а некоторые — и изначальность религии. Антиэволюционистским направлением является и так называемый культурный релятивизм, который трактует каждую культуру как неповторимую индивидуальную систему, а историю понимает как количественные изменения в рамках уникальной традиции.
Выявление несостоятельности узкоэмпирического и антиисторического подхода к изучению первобытного общества вызвало начиная примерно с 50-х гг. 20 в. поиски иных путей. Широкое распространение в буржуазной этнографии получил так называемый неоэволюционизм. Для его сторонников характерен известный отход от крайностей теоретического нигилизма и антиисторизма. Однако подлинно исторический подход им чужд, что можно видеть на примере так называемой теории многолинейной эволюции, развиваемой Дж. Стюардом (США). В основе последней лежит отрицание общих законов развития общества. Вместе с тем среди западно-европейских и американских этнографов и археологов всегда были исследователи (и число их растет), которые признавали единство и поступательный характер развития общества и стремились выявить его закономерности (Л. Уайт, Р. Редфильд, Р. Адамс, Э. Сервис, М. Салинс, Р. Франкенберг и др.). Некоторыми из них были предприняты попытки создать периодизацию истории первобытного ("примитивного") общества. Так, например, Сервисом и Салинсом были выделены следующие "уровни" эволюции: уровень "групп" (bands); уровень племён (tribes) уровень догосударственных объединений возглавляемых вождями (chiefdoms): уровень "примитивных государств". Следующий уровень — империй или архаических цивилизаций — находится уже за пределами "примитивного" общества. Учёные, принадлежащие к этому направлению, не идут дальше своеобразного технологического детерминизма. Однако часть из них по целому ряду вопросов приходит к выводам, близким к марксистским.
Политические личности 19 века
Политическая идеология этого времени находится под сильным влиянием марксизма и политивизма. Идеи о политической борьбе были реализованы в работах Маркса и Энгельса "Классовая борьба во Франции", "Революция и контрреволюция в Германии", которые описали ход европейских революций 1848-1849 годов. Более кабинетный характер носила деятельность других приверженцев экономического детерминизма и социального подхода к политике. Основоположник позитивизма - О.Конт, идеалистически понимая исторический прогресс, связывал свое развитие политической власти и государства с эволюцией человеческого сознания. В условиях современного позитивного сознания начинается расцвет промышленной эпохи. На место реакционной аристократии и анархической республики воцаряется социократия, где экономическая и политическая власть принадлежит банкирам, а духовная власть - философам-позитивистам. Фактически Конт оправдывал режим личной диктатуры французского императора Наполеона III. Более плодотворными были взгляды немецкого профессора Р.Иеринга и австрийского профессора Л.Гумпловича, которые приветствовали расширение вмешательства государства в жизнь общества. Их идеи базировались не только на традиционном для германской культуры почитании государства, но и отражали объективные процессы усложнения и ускорения хозяйственного развития, требование дополнительных государственных мер по регулированию экономики. На рубеже 19 - 20 веков на развитие политологии большое влияние оказывают французский социолог Э. Дюркгейм и особенно немецкий социолог М. Вебер. В своих работах Вебер в пику марксизму попытался противопоставить (правда, неудачно) экономическим факторам фактор религиозный, указав, что протестантская хозяйственная этика явилась решающим моментом утверждения капитализма. Более убедительной была его теория государственной бюрократии, в которой подчеркивались ее функциональность и рационализм. Наконец, Вебер выступил с учением о типах господства, разделив их на «легальные», «традиционные» и «харизматические», что нашло особое признание в современной политологической науке. В середине 19 века революционную традицию в России олицетворял Герцен, а позже Чернышевский. Наиболее передовой формой правления Чернышевский определял крестьянскую общину, к которой Россия должна прийти через крестьянскую революцию. Чернышевский считал крестьянскую общину жизнеспособной и важной для российской общественной жизни, чем оказал сильное влияние на народников. На рубеже 19 - 20 вв. спор между западниками и славянофилами вошел в иную плоскость. Западники все ближе подходили к практическим действиям по воплощению конституционализма в России. Так основоположником кадетской партии стал Милюков, популярный на Западе. Антиподом Милюкова был поэт и философ Вл. Соловьев. В религиозно-мистической форме он попытался воплотить русскую идею. Революционное направление на рубеже 19 - 20 вв. подхватили марксисты во главе с Г.В.Плехановым и В.И.Лениным. Для марксизма в России была достаточная социальная база, что было связано с бурным, хотя и очаговым развитием пролетариата, политической несамостоятельностью российской буржуазии и деградацией самодержавия.