Вот поэтому старый раб, как и старая лошадь, были орудиями производства и требовали при переходе из рук в руки - манципации, а драгоценная ваза - традиции. То есть первые две вещи относились к верховной коллективной собственности, а вторая была предметом индивидуальной собственности.
Долговое рабство. Долговое рабство, узаконенное XII таблицами, отличалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения были “мясо и кровь” должника, назывался в Риме “нексум” - кабала. По способу заключения он напоминал манципацию /свидетели, медь, формула/. При просрочке платежа кредитор по дозволению суда налагал на должника руку, что означало заточение в оковах. Затем заключенный трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. В третий день должники предавались казни или продавались в рабство.
Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала предметом острой борьбы.
В 326 году до н.э. /через 250 лет после законов Солона/ долговое рабство в Риме уничтожено законом Петелия. Никто кроме преступников не должен был содержаться в оковах и кандалах, за долги следовало отвечать имуществом, но не телом; закабаленные были освобождены и было запрещено впредь брать должников в кабалу /но закон соблюдался не в полной мере/.
Римская семья. Римская семья была строго патриархальной, характеризующейся прежде всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии - агнатами. Имущество считалось их коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только “отец семейства”. По его смерти имущество делилось поровну между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи /братья умершего, их сыновья и т.д./.
Дочь переходила в дом своего мужа, попадая под власть его самого и его отца. По отношению к своему отцу и своей старой семье она становилась когнаткой - т.е. кровной родственницей. Прав на наследство, как и ее дети, она не имела.
Когнатом становился и выделившийся /с разрешения отца/ из семьи сын.
Напротив, усыновленный становился агнатом, со всеми вытекающими из этого статуса правами.
Издревле в Риме существовали три формы заключения брака. Первая из них заключалась в религиозной форме по особой процедуре в присутствии жрецов и сопровождалась клятвой жены в верности мужу. Вторая форма брака состояла в своеобразной покупке жены. Жена в таких случаях была в полной власти мужа.
Но Законы XII таблиц знают и бесформальную форму брака /сине ману/. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. В данной форме брака женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода. В этом случае она забирала свое имущество, внесенное в качестве приданого /брак получил наибольшее распространение/.
Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из дома и прерывала срок давности.
Брак прекращался в случае смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных условиях (прелюбодеяние жены или изгнание плода).
Наследование имущества дозволялось как по закону, так и по завещанию. “Кто как распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества... то пусть это будет ненарушимым”, - говорится в Законах XII таблиц. При этом не исключается, что в самый ранний период истории Рима завещания нуждались в санкции народного собрания, наблюдавшего за тем, чтобы не были обойдены по произволу законные наследники, и, таким образом, не наносился ущерб старым родам и фамилиям.
Преступления и наказания. Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличались крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай с чужого поля. Поджигатель дома или хлеба заковывался в оковы, подвергался бичеванию, а затем смертной казни. Каждый вправе был убить ночного вора или вора с оружием. Дневной вор подвергался физическим наказаниям, а затем выдавался в рабство потерпевшему.
О государственных преступлениях Законы XII таблиц говорят немного: устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушений, касающихся взяточничества судей и т.п. /табл.IX/.
Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае, в тех отрывках, которые дошли до нас. Высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что следует считать преступлением. Они могли решать этот вопрос по своему усмотрению. Во избежание произвола каждый римский гражданин имел право апелляции к народному собранию, решение которого признавалось окончательным.
Дела о преступлениях рабов рассматривались домашним судом рабовладельца. Конечно, никаких гарантий и никаких прав на защиту у раба не было.
Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась “ин юре” /была строго формальной/, вторая - “ин юдицио” /свободная процедура/.
В первой стадии истец и ответчик являлись на форум к магистрату, каким для данных случаев со временем сделался претор. Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем ответчик налагали на эту вещь или часть ее /например, кусок дерна, если речь шла о земле/ палочку - виндикту. При этом произносили установленную формулу /для каждого случая особую/.
От названия этой палочки происходит современный термин “виндикация” /истребование вещи из чужого неправомерного владения/.
С окончанием этой процедуры спорящие стороны вносили залог /кто проигрывал дело, проигрывал и залог, шедший в казну/.
На второй стадии процесса назначенный претором судья, - любой из римских граждан, занесенный в список судей, - без особых формальностей рассматривал дело по существу - выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.
Легисакционный процесс давал защиту в определенных случаях. Ошибка в обряде, а тем более в формуле притязания-иска, вела к проигрышу дела. Такого рода процесс создавал искусственные трудности на пути все более развивающихся товарных отношений.
С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежала претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.
К концу классического периода /особенно при доминате/ широкое распространение получает экстраординарный гражданский судебный процесс. В нем уже нет деления на две стадии. Магистрат, принявший дело к рассмотрению, ведет его до вынесения решения. Процесс перестает быть публичным и проводится в закрытых помещениях. Вводятся судебные пошлины, таким образом, судопроизводство становится платным. Хотя гражданский процесс в целом остается устным, основные заявления фиксируются в судебных протоколах. Это положило начало письменному судопроизводству.
3
Еще в период древнего Рима, когда он из незначительного поселка превращался в столицу государства, состав населения стал пополняться иностранцами. Называли их перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывалось право и обычаи их страны. Таким образом, в пределах одного города возникли и обособились две несхожие системы права: одна для римских граждан /квиритское право/, другая для перегринов /перегринское право/.
Перегринское право стало называться со временем правом народов. Было бы ошибкой видеть в нем международное право поскольку предметом последнего являются межгосударственные отношения. Это то же римское право, но предназначенное для особого круга имущественных правоотношений.
В период расцвета римской классической юриспруденции авторитету Законов XII таблиц противопоставляется авторитет “общественного права”, под которым стали понимать совокупность установлений, общих для многих народов. Активным поборником этих воззрений стал перегринский претор.
Право народов. Старое римское право, сложившееся, как мы уже знаем, из Законов XII таблиц, постановлений народных собраний, сената /респонса/ консультаций римских юристов и некоторых других, получило название цивильного права, права римской общины.
Преторское право развивалось наряду с общинным и в определенном противоречии с ним.
Наконец, третьим элементом римского права становится с течением времени право народов. Свободное от римских традиций, оно отличалось большей гибкостью, нежели цивильное право, широко черпало правовые нормы из права и торговых обыкновений других стран античного мира, находившихся либо в торговых отношениях с Римом, либо оказавшихся под его властью. Перегринский претор /с 242г. до н.э./, творец “права народов”, находился в постоянном общении с претором цивильным и, особенно в тех случаях, когда какая-либо из сторон в судебном споре принадлежала к перегринам. Разрешение такого рода споров относилось к компетенции перегринского претора.