Усилилась и власть на местах, которую осуществляли не бароны, а шерифы.
Госаппарат получает дальнейшее развитие в царствование Генриха II (1154-1189 гг.). Главное направление реформаторской деятельности шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодалов.
Судебная реформа проводилась путем постепенного изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их королевским судам. Согласно Великой ассизе (ассизы – нормативные акты, издаваемые королем) заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения (фригольда) из местного суда на рассмотрение королевской курии, заплатив за это. Здесь не применялись ордалии: расследование производилось через свидетелей и естественно в королевский суд обращались охотнее, что приводило к свертыванию сеньориальной юрисдикции в отношении свободных людей.
Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов - трех мирян и двух клириков. Она занималась делами кассационного порядка, а также некоторыми категориями исков о собственности. В начале XIII века королевская курия разделилась на суд королевской скамьи, ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб, который сыграл решающую роль в создании правовой системы Англии.
Во второй половине XII века оформился институт разъездных судей – выездных сессий королевских судей. В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников. Возвращаясь в свою резиденцию, судьи в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права. Так постепенно складывается «общее право».
Следующим шагом в развитии королевской юрисдикции было введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам, в каждой сотне назначались 12 полноправных людей (рыцарей) и, кроме того, по 4 свободных крестьянина от каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц и т.п., а также их пособников и укрывателей. Королевские судьи или шерифы на основании этих показаний вели расследование и выносили приговор. Лишь 100 лет спустя к присяжным перешло право произносить главный приговор.
Таким образом, был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.
Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях между светским и церковным правосудием. Генрих II попытался усилить влияние короны на церковь в области юрисдикции. Были ограничены прерогативы церковных судов, увеличена зависимость церкви от государства. Так король получил право назначения епископов, ограничил церковную юрисдикцию по делам о государственных преступлениях духовных лиц (Кларендонские ассизы 1164 года).
Военная реформа короля состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному положению. Кроме этого, он преобразовал феодальную службу: стал растягивать сроки службы и переводить службу баронов и рыцарей на деньги (взимать «щитовую» подать). Эта мера открывала возможности для короля содержать наемное рыцарское ополчение.
3
В XIII веке в Англии развернулась острое политическое соперничество, определившее ее последующее политическое развитие. При короле Иоанне Безземельном борьба баронов с королем приобрела национальный характер и получила поддержку дворянства, городской верхушки, высшего духовенства.
15 июля 1215 года эти силы заставили короля подписать Великую хартию вольностей (Magna Charta). Центральное место в ней занимают статьи, выражавшие интересы баронов и рыцарей. Баронские поместья (лены) объявлялись свободно наследуемыми владениями. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов ранее ущемленные. Так, например, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию.
Подтверждались в хартии существовавшие ранее привилегии и свободы духовенства, в частности свобода церковных выборов.
В отношении рыцарей в хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия кроме обычных феодальных пособий.
В хартии подтверждаются древние вольности Лондона и других городов. Свободным крестьянам было обещано не обременять их непосильными поборами, не разорять штрафами.
В статьях 12 и 14 говорится об общем совете королевства, как правомочном органе для установления налогов, а также о его составе. Совет королевства - это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип будущей палаты лордов. Если к этому собранию добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Таким образом. Великая хартия вольностей была прологом к истории английского парламента.
В 1265 году коалиция баронов горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, пользуясь военными победами в гражданской войне, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов в этом собрании находилось по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Спустя некоторое время армия Монфора потерпела поражение, а сам он погиб. Но парламент уничтожен не был. С 1295 года, когда был созван так называемый образцовый парламент, завершается процесс его превращения в постоянное законодательное собрание Англии, каким парламент становиться в XIV столетии.
Парламент делился на две палаты: верхнюю палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю - палату общин, где заседали рыцари и представители городов. Прочный союз рыцарства и городской верхушки в парламенте обеспечил ему большее политическое влияние по сравнению с сословно-представительными собраниями других стран. Если во французских Генеральных штатах каждое сословие заседало отдельно и имело один голос, то в английском парламенте только знать выделяется в отдельную палату.
С начала XV века палата лордов комплектовалась преимущественно из наследственных пэров, получивших в разное время патенты на звания герцогов, графов и баронов. С ними вместе в одной палате заседали и представители высшего духовенства Англии (духовные лорды), приглашаемые персонально. Остальное духовенство не получило в парламенте своего представительства, существовали особые собрания духовенства - конвокации.
Среди функций парламента первой и важнейшей была финансовая. Она была источником политического влияния и могущества парламента. В 1297 году Король Эдуард 1 вынужден был согласиться на то, чтобы никакие налоги не устанавливались без согласия парламента. Два позднейших акта подтвердили это правило: статут 1340 года запретил требовать прямых налогов без согласия парламента; статут 1362 года постановлял то же самое относительно косвенных налогов. Помимо того король лишался (с 1340 г.) права повышать пошлины на товары. С тех пор и до настоящего времени налоговый вопрос, а еще шире - бюджет считается самым важным из всех полномочий парламента.
С парламентских петиций, обращенных к королю, довольно скоро начинает существование законодательная функция парламента в широком смысле права, т.е. право издания статутов, по своей силе превосходящих королевские ордонансы.
Парламентом предпринимаются попытки подчинить своему контролю государственное управление. Осуществлялось это с помощью «импичмента», сущность которого сводилась к тому, что палата общин, как высший суд страны, возбуждала перед палатой лордов обвинение против тех или иных королевских советников виновных в злоупотреблениях. Палата общин выполняла функции большого жюри присяжных заседателей. Что касается короля, то английское право стала придерживаться принципа неответственности, заключенного в форме: "Король не может поступать плохо (ошибаться)".
Парламент вмешивается и в область внешней политики, требуя своего согласия при разрешении вопросов о войне и мире.
Таким образом, английский парламент в своем развитии достиг значительных успехов и был наиболее активным среди сословно-представительных органов европейских государств. В то же время происходит формирование местного самоуправления. В графствах это местные собрания, в городах - советы. Руководство ими захватывают землевладельцы, городская аристократия, духовенство.
Важнейшим элементом местной власти становится с XIV века так называемая мировая юстиция. Мировые суды, главным образом местные дворяне, осуществляют суд по уголовным и гражданским делам, выполняют многие полицейские функции (надзор за ценами, вассалами и пр., преследование нищих, бродяг).
Незначительные уголовные преступления рассматривались на "малых сессиях" мировых судей (в составе 2 судей) без обычной процедуры. Более важные дела решались мировыми судьями данного графства на "четвертных сессиях", т.е. съездах, собиравшихся 4 раза в год. На долю королевских судей, по-прежнему регулярно посещавших графства, приходились самые важные дела, включая государственную измену, сложные и запутанные случаи и пр.
4
Начало английского абсолютизма восходит к XV веку, его расцвет - к XVI. На престоле оказалась династия Тюдоров - победительница в войне Алой и Белой Роз.
По сравнению с классическим французским абсолютизмом английский обладает тремя важными особенностями: