Обрамленная парламентскими формами, прусская конституция по своему содержанию была конституцией абсолютной монархии, которая поддерживала своеобразное равновесие сил буржуазии и дворянства.
3
Военные успехи Пруссии, особенно после победы над Австрией в 1866 году, способствовали ее выдвижению на первый план среди германских государств. Германская буржуазия связывала с Пруссией и ее канцлером Бисмарком надежды на воссоединение страны в единое государство. Революционный путь объединения после поражения резолюции 1848 года не удался. Этот процесс пошел по второму пути, о котором Бисмарк говорил: "Не речами, не постановлениями большинства..., а железом и кровью".
Прусский канцлер в августе 1866 года предложил образовать Союз немецких государств, договор о создании которого в декабре того же года подписали восемнадцать немецких государств и три вольных города - Гамбург, Бремен и Любек. В начале 1867 года была принята конституция и образован Северо-Германский союз. Вне его формально оставались Бавария, Вюртемберг, Баден и часть Гессен-Дармштадта (8 млн. населения, в то время как в Союзе 30 млн. населения), связанные с Пруссией экономическим и военным союзом.
Окончательному объединению Германии мешала Франция и в 1870 году разразилась франко-прусская война, закончившаяся в 1871 году полным разгромом Франции. После этого южно-германские государства были вынуждены войти в состав единой Германской империи. В 1871 году она получила конституцию.
По этой конституции в состав империи входили 22 монархии и несколько вольных городов, обладавших определенной независимостью, но не равенством.
Главой империи становился король Пруссии (60% населения и свыше половины территории). Он носил титул императора, был главой вооруженных сил, назначил всех имперских чиновников, включая канцлера, делегатов верхней палаты.
Верхней палатой империи являлся Союзный совет - бундесрат. Он вместе с рейхстагом обладал законодательной властью. Кроме того, бундесрат наделялся и значительной долей исполнительной власти, для чего имел постоянный аппарат. Во главе верхней палаты был канцлер - прусский министр, назначаемый императором. Члены верхней палаты назначались правительствами союзных государств. Для решения любого вопроса в бундесрате было достаточно 14 голосов (Пруссия имела 17, а затем 22).
Нижняя палата парламента - рейхстаг - избиралась всеобщим мужским избирательным правом на три, а затем - с 1887 года - на пять лет. Законодательная инициатива ее была незначительной, реальной властью рейхстаг тоже не обладал. Если правительственный законопроект отклонялся, то правительство проводило через бундесрат слегка отредактированный указ точно такого же содержания. Союзный совет мог в любое время распустить рейхстаг, что неоднократно и делал.
Имперское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка. Министры были его подчиненными, как бы заместителями (по данному ведомству). Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах и т.д. На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение местных законов.
Реакционная по своему духу конституция имела множество юридических нелепостей. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого назначал и смещал по своему усмотрению.
В целом конституция 1871 года была выражением неписанного союза между интересами феодально-юнкерского землевладения и быстро растущего прусско-германского капитала.
Молодая хищная германская буржуазия, опоздавшая к дележу колоний, требовала и себе "места под солнцем", как выражался канцлер фон Бюлов. Для пропаганды своих захватнических планов был образован так называемый Пангерманский союз, провозгласивший своей целью новый передел мира.
Свои агрессивные планы Германия связывала с проникновением на Ближний Восток, в Китай и Юго-Восточную Азию, захватами в славянских странах, постоянными провокациями в отношении Франции. Страна встала на путь милитаризации. В 1898 году по предложению адмирала Тирпица была принята большая программа строительства военного флота на двадцатилетний период. Но уже в 1900 году она увеличилась вдвое. Перед первой мировой войной Германия тратила на вооружение в полтора раза больше средств, чем Россия.
При всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политики внешнеполитический агрессивный курс полуабсолютистского государства Германии, ставшего прямым следствием объединения страны «железом и кровью» под гегемонией Пруссии оставался неизменным. Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю под именем «вооруженного мира», сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затем и к мировой. Германское правительство неуклонно готовилось к ней, создавая самую крупную агрессивную армию за счет увеличивающихся военных ассигнований.
Это приводило к прямым нарушениям конституций, сопровождаемым парламентскими кризисами. Результатом, кризиса в начале 70-х гг. явился закон о невмешательстве рейхстага в финансовые расходы правительства на нужды армии. В 1908 г. принимается закон о союзах и собраниях, который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности. После объявления войны в 1914 г. в Пруссии и других землях ужесточились нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих, были введены осадное положение и военно-полевые суды, сфера действия которых расширилась за счет передачи им дел о сопротивлении властям, о государственной измене и других тяжких уголовных преступлениях.
Закон 1916 года «О вспомогательной службе Отечеству», на основании которого вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, а властям предоставлено право проводить принудительную мобилизацию населения на любую работу, завершил процесс полной мобилизации труда в Германии.
Лишь после угрозы тотального поражения германской армии в сентябре 1918г., а также страшась всплеска массового антивоенного, антимилитаристского движения, правящие круги стали проводить политику «парламентаризации власти», расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контроля рейхстага над генеральным штабом и пр. С этой целью были приняты два конституционных закона, но спасти правящий режим они уже не смогли. В стране началась революция и Вильгельм П вынужден был отречься от престола.
«Рожденная в войнах нечестивая Германская империя прусской нации, - писал великий немецкий писатель Томас Манн, - могла быть только милитаристским государством. Таковым оно и жило, занозой в теле человечества».
Лекция 5.
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА США В XX ВЕКЕ
План лекции:
1. Развитие регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. «Новый курс» Рузвельта (1933-1939)
2. Эволюция американской конституции . Законодательство об избирательных и гражданских правах.
3. Централизация государственной власти, как доминирующая тенденция развития американского государства в XX веке.
4. Изменения в госаппарате и политическом режиме на основных этапах современной истории США.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бельсон Я.М. , Ливанцев К.Е. История государства и права США. М., 1982
2. Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. - М., 1985
3. Конституции буржуазных государств. - М., 1982
4. Мишин А.А., Власихин В.Д. Конституция США: политико-правовой комментарий. - М., 1985
5. Мальков В.Л. «Новый курс» в США. М., 1973
6. Чибиряев С.А. Закон Маккарена и борьба за его отмену. М., 1975
1
Для развития США в XX веке наиболее характерно усиление регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. Уже в ходе первой мировой войны были созданы Военно-промышленное и Военно-трудовое управление, Управление военно-трудовой политикой.
Мировой экономический кризис 1929-1933 годов заставил правящие классы еще более усилить вмешательство государства в экономические и социальные отношения. Это выразилось в осуществленной президентом Ф.Рузвельтом программе реформ в области экономики, финансов и трудовых отношений, получивших название "Нового курса" (1933-1939 гг.). Рузвельт, в частности, говорил: "Две трети всей американской промышленности сконцентрировано в нескольких сотнях корпораций и управляется фактически не более чем пятью лицами. Мы видим, что большая часть нашего трудящегося населения не имеет возможности существовать иначе, как милостью этой концентрированной индустриальной машины".