Отличительными чертами ГГУ являются отсутствие общих юридических определений, параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество юридических терминов. Одной из наиболее характерных черт ГГУ является наличие в нем так называемых " каучуковых " параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как " добрая власть ", " добрые нравы ", имеющие моральное, а не правовое содержание.
Субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность физических лиц базируется на принципе юридического равенства. Однако, учитывая ограниченную правоспособность женщин, этот принцип не получает полной реализации. Совершеннолетие наступает с 21 года. В возрасте от 7 до 21 года кодекс устанавливает различные степени ограниченной дееспособности.
Отличительной чертой ГГУ является признание в качестве субъекта гражданского права юридического лица. ГГУ называет два вида юридических лиц: ферейны ( общества, союзы ) и учреждения.
Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Учреждения образуются в силу волеизъявления частных лиц, выделяющих для достижения определенных целей известное имущество. Вместе с тем, важнейшие правовые формы концентрации капиталов: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, нормами ГГУ не регулировались. Для них были созданы самостоятельные законы,
ГГУ не определяет содержания правоспособности юридических лиц. Тем самым кодекс признает за юридическим лицом весьма широкую правоспособность. Вместе с тем, государство сохранило право контроля за деятельностью юридических лиц и могло лишить их правоспособности, если эта деятельность угрожала общественным интересам.
Вещное право. Институт вещного права наиболее ярко выражает сущность ГГУ. Кодекс делит все вещи на земельные участки и движимые вещи. Движимостью считалось все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с почвой (п. 94). Кодекс строго различает правовой режим движимых и недвижимых вещей. ГГУ - первый гражданский кодекс, содержащий многочисленные положения о праве собственности на движимые вещи, в частности ценные бумаги, что связано с возрастанием их роли в гражданском обороте. Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав:
- право собственности
- владение
- пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты);
- право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.)
- право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли и другие подобные права)
Сто касается права собственности, ГГУ не дает четкого определения понятия, но в п. 903 раскрывается его содержание следующим образом: "Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на него." Таким образом, ГГУ подчеркивает значимость свободы частной собственности.
Но ГГУ было следствием компромисса между буржуазией и юнкерством и поэтому в нем есть статьи защищающие интересы помещиков, например те, которые определяют порядок перехода права собственности. Отчуждение права собственности на недвижимость осуществлялось путем записи в поземельные книги, что является отличительной чертой ГГУ и свидетельствует не только о прогрессивной буржуазной, но и помещичьей направленности.
Обязательственное право. Более четко построены общие понятия, касающиеся обязательств. В п. 241 дается довольно полное определение обязательства: "В силу обязательства кредитор правомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании ". В общей части ГГУ выделены положения о сделках вообще. Эти положения распространяются как на сделки вообще, так и на договоры.
Договоры традиционно являются наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений. Под договором ГГУ понимает юридическую связь, установленную между несколькими лицами; содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.
Договорные отношения по ГГУ строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам большую свободу по установлению договорных обязательств, кодекс устанавливает немногочисленные законные условия их действительности. К таким относятся положения п.309, определяющие, что договоры "прямо нарушающие какие-либо предписание закона", являются недействительными. Ряд требований предъявляется к дееспособности лиц, заключающих сделку (п. 104-115). При этом круг лиц, способных совершить сделку шире, чем по кодексу Наполеона. Это объясняется вовлечением в сферу капиталистического производства значительных слоев населения. Полностью недееспособными кодекс признает лишь детей до 7 лет.
Характерной особенностью Германского кодекса в вопросе об обязательных условиях действительности договоров является признание главного значения за волеизъявлением сторон (то есть внешним выражением воли). Это объясняется желанием придать договорным отношениям стабильность. Поэтому оспорить сделку, совершенную под влиянием обмана, насилия, допускается лишь в течение года, под влиянием заблуждения - немедленно. По истечении 30 лет оспаривание сделки исключено во всяком случае.
ГГУ допускает корректировку принципа свободы договора с помощью уже упомянутых социально-этических критериев "доброй совести". П. 138 прямо говорит о недействительности сделки, противоречащей "добрым нравам". Судебным органам предоставлены широкие полномочия по толкованию договорных правоотношений, вплоть до признания их недействительными, В качестве основания возникновения обязательств ГГУ признает деликты (гражданские правонарушения), причем этому виду обязательств уделяется в кодексе значительное место. По общему правилу ответственность несет лицо виновное в причинении вреда. В соответствии с п. 253 ГГУ не признает имущественного возмещения неимущественного вреда. Возмещение в деньгах неимущественного вреда можно требовать только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Семейное право и наследование. ГГУ признает единственной законной формой брака гражданский брак. Брачный возраст для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности необходимо было обоюдное согласие на брак.
Не разрешалось вступать в брак женщине в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего. Характерным для германского законодательства является запрещение "вступать в брак разведенному по прелюбодеянию супругу с лицом, с которым разведенный супруг совершил прелюбодеяние, если по решению о разводе признано, что это прелюбодеяние послужило основанием для развода" (п. 1312 ГГУ).
Развод допускается только в строго определенных, указанных в законе случаях. Основанием признаются: прелюбодеяния (п. 1565 ГГУ), грубые нарушения брачных обязанностей или "бесчестное поведение глубоко расшатавшие супружеские обязанности" (п. 1568 ГГУ), безнадежная душевная болезнь (п. 1569 ГГУ).
В семье главенствующая роль принадлежала мужу. Тем не менее, жена могла не повиноваться мужу, если муж злоупотреблял супружеским правом. Таким образом, ГГУ не провозглашает власти мужа над личностью жены. Имущественные отношения супругов определялись брачным договором.
Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу - родители и их нисходящие, третью - дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое родство с наследодателем, сколько бы отдаленным оно не было.
Охраняя интересы законных наследников, ГГУ установило некоторое ограничение завещательной свободы. Таким ограничением, в частности является обязательная доля. Лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, вправе требовать ее предоставления в размере половины стоимости доли данного наследника при наследовании по закону.
* * *
Появление ГГУ привело к необходимости пересмотра и Торгового кодекса, действовавшего с 1861 года. Новое Торговое уложение состояло из 4 книг.
В первую были включены норма о торговых деятелях (кто считается торговцем, о маклерах, о торговых служащих).
Во второй книге говорится о торговых товариществах, которые пользовались наибольшим распространением (акционерные общества, коммандантные товарищества). Положения второй книги имеют особое значение, поскольку процессы концентрации и централизации капитала в конце 19 века привели к появлению различных товариществ, обществ и других объединений.
В третьей книге кодекса содержатся правила о торговых сделках. В четвертой – положения о морском праве.
ГТУ является правом коммерсантов. При определении торгового характера сделок оно исходит их объективного признака, т.е. торговыми признаются сделки, совершаемые коммерсантами.
Гражданско-процессуальный кодекс был издан в 1877 году, включает в себя 10 книг, 1048 параграфов. В отличие от французского относительно прост по построению, лишен архаизмов. Он предоставляет сторонам довольно широкие права в области представления доказательств, распоряжения своими процессуальными правами. Напротив, суд является пассивным, он лишь воспринимает и оценивает представленный сторонами материал.
3
Статья 4 Конституции Германии 1871 г. установила, что «издание основ гражданского, уголовного и процессуального законодательства» относится к исключительной компетенции империи. Во исполнение этого положения уже в мае 1871 года на территории империи начало действовать Уголовное уложение Германии.