Смекни!
smekni.com

Возникновение и развитие Древнерусского государства (стр. 2 из 3)

Крестьянская соседская община (мир или вервь) могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных сёл и деревень. Большие и малые семь индивидуально обрабатывали землю. Члены общины были связаны с круговой порукой: взаимной ответственностью за уплату дани за преступления.

Феодальная собственность на землю возникла в процессе роста имущественного неравенства в связи с переходом части пахотной земли, которая была общинной собственностью, в индивидуальное владение отдельных крестьянских хозяйств. Развитие производительных сил и рост частной собственности на землю привели к образованию двух классов – феодалов и зависимых крестьян. Росту феодальной собственности способствовали прямые захваты феодалами крестьянских земель.

Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от неё крестьянских «миров». Усадьба была укреплена и называлась иногда «градом», т.е. крепостью. В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его управляющих и дворовых слуг, мастерские ремесленников, обслуживающих барское хозяйство.

Военные слуги феодала составляли его войско, а старосты, тиуны, ключники – его административный аппарат и полицию. Во главе вотчины стоял огнищанин – управляющий всем хозяйством.

Крестьян называли смердами. Часть смердов не была в личной зависимости и эксплуатировалась феодальным государством. Часть пошла в кабалу к феодалам и работала на их земле. Все работавшие на феодала люди (рабы-холопы, задолжавшие крестьяне, люди, искавшие покровительства) назывались челядью. Временно зависимых крестьян называли закуп (это был смерд, обратившийся за помощью к феодалу и получивший от него участок земли и «купу» - ссуду деньгами или инвентарём, семенами, тягловой силой). Попытка закупа убежать от господина превращала его в холопа. Источниками холопства были также плен, женитьба на рабе, вступление в должность тиуна без специального договора с господином.

Среди зависимых людей известны рядовичи – заключившие с феодалом какой-то договор, «ряд» и выполнявшие работы в вотчине. Существовали также другие категории зависимого населения: изгои – люди, прервавшие связь с общиной, пущенники или прощенники, отпущенные на волю рабы и др.

После принятия христианства особым видом феодальной собственности стало церковное и монастырское землевладение.

Важно значение имели города. В летописях 13 в. упомянуто 224 города. Горожане сохраняли связь с сельским хозяйством – они занимались земледелием и скотоводством.

Внутренняя торговля была развита слабо, т.к. её не стимулировало натуральное хозяйство. Зато внешняя торговля процветала. Русские купцы ходили вооружёнными караванами и торговали с Византией, Закавказьем, Средней Азией. [4, с.63]


4.Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси

Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский князь, при котором был совет из других из других князей и дружинников – Боярская дума. У князя была дружина, которая делилась на старшую и младшую.

Боярство формировалось из местной племенной знати, которая уже владела землёй при вступлении в старшую дружину князя.

Княжеские дружинники осуществляли суд, сбор дани, укрепляли власть князя над населением, расширяли территорию государства. Дружинники получали от князя право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших в состав государства. Большая часть дружинников становилась земельными собственниками и вела хозяйство путём эксплуатации закабаляемых крестьян. Младшая дружина составляла низший слой феодалов, близкий к позднейшему дворянству.

Военные силы князя киевского состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось народное ополчение.

До 11 в. внутренняя политика Древнерусского государства известна недостаточно. Основными задачами внутренней политики были: укрепление внутреннего единства государства и сбор дани. После объединения восточнославянских племён всё население было обложено данью. Из источников известно, что в княжение Ольга (879 - 912) были объединены земли киевских полян, новгородских словен, кривичей, северян и радимичей. При Игоре (912 - 945) были подчинены древляне, уличи и тиверцы. При сыне Игоря Святославе (957 - 972) были присоединены вятичи. При Владимире Святославиче (980 - 1015) в состав Киевского государства были включены «червенские» города на западе и Карпатская Русь.

Киевские князья и их дружинники собирали с населения дань. Ежегодно в ноябре князья отправлялись в объезд по славянским землям, кормясь там в течении зимы. В апреле, когда вскрывался Днепр, они возвращались в Киев с данью. Во время такого объезда на земле древлян в 945 г. был убит князь Игорь, попытавшийся собрать дань вторично. Его вдова, княгиня Ольга, определила нормы повинностей «урок», наметила административные центры сбора дани «становища» и «погосты». [7, с.45]

Внешняя политика Киевской Руси довольно активна. Ее основные задачи: расширение территории, развитие торговых отношений с соседями, захват и охрана новых торговых путей, охрана своей территории.

Восточное направление внешней политики было наиболее активным и опасным делом для Руси, т.к. здесь приходилось иметь дело с кочевыми племенами, вести постоянную борьбу за сохранение своих территорий и охранять торговые пути. Хазарский каганат держал в своих руках устье Дона, Керченский пролив, устье Волги, т.е. важнейшие пути пересечения торговых путей. Хазария жила за счёт торговых пошлин и грабежей. В начале 10 в. русские дружины овладели Керчью и Хазарским островом. В 965 г. Святославу удалось полностью разгромить Хазарский каганат, после чего Нижний Дон был вновь колонизован славянами. Город Тмутаракань на Чёрном море стал форпостом Руси. Здесь образовалось русское княжество, в состав которого входили племена Северного Кавказа – предки осетин и адыгейцев (ясы и касоги). В крнце 9 – 10 вв. русские дружины совершили ряд походов на Каспий и в страны Кавказа. Эти походы дали возможность открыть новые торговые пути в страны Востока.

В устьях рек, впадающих в Чёрное море, стояли русские города: Олешье (в устье Днепра), Белгород (в устье Днестра) и др. Византия стремилась ограничить влияние Руси в Причерноморье. Для подчинения Руси она пыталась использовать кочевников. Русских князей привлекали богатства Византии. Поэтому юго-западное направление внешней политики Руси тоже исключительно активное.

Известно, что на Византию ходили с дружинами Аскольд и Дир. После захвата власти в Киеве и создания Киевского государства (882 г.) в 907 и 911 гг. Олег ходил на Константинополь и подписал выгодный для Руси договор. В 944 г. Игорь после неудачного похода против Византии подписал новый договор, который был менее выгоден для Руси.

Но не только военными походами славятся отношения Руси и Византии. Ольга (945 - 957), правившая после смерти мужа, посетила Византию, встретилась с императором. Известно, что Ольге были оказаны неслыханные почести. Возможно, императору нужен был в то время союз с Русью? Безусловно, эта поездка повысила статус Русского государства в тогдашнем мире.

Святослав, (957 - 972) вёл войны с врагами Руси во всех направлениях, но более всего он стремился защитить интересы Руси на юге. Однако его поход на Балканы в конечном итоге закончился неудачно. По условиям мирного договора русские должны были уйти из Болгарии и не вмешиваться в болгаро-греческие отношения. На обратном пути в Киев, на днепровских порогах печенеги, по наущению Византии, разбили часть русского войска и убили Святослава. Но несмотря на поражение и не выгодный договор, Киевская Русь не дала Византии возможность оттеснить её от побережья Чёрного моря.

На севере внешняя политика Руси была мирной: Новгород торговал с Европой, варяги служили русским князьям, финно-угорские племена либо отходили под натиском славян дальше на север, либо ассимилировались славянами и сливались как составная часть в древнерусскую народность. [7, с.46]


5.Идеологическое оформление Древнерусского государства

До образования государства у Славян Было распространено язычество.

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос) и Перун —бог грома и молнии. В России, до введения христианской веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии, которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Даждьбог, Стрибог, Самаргла, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков. После образования Киевской Руси язычество продолжало существовать. Постепенно в языческом пантеоне произошли изменения: главным божеством князей и воинов стал бог грозы Перун, который превратился в славянского Марса (бога войны). Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Порядок в славянском пантеоне богов навёл князь Владимир (980 - 1015). [5, с.100]

Он был хорошим полководцем и умным государственным деятелем, подлинным реформатором. Владимир расширил границы государства, укрепил связь между его отдельными частями, построил на границах сильные крепости, усилил гарнизоны, стабилизировал положение внутри страны. Одной из его реформ была религиозная: попытка сделать язычество общей религией для всего государства, а Перуна главным богом славян. Но вскоре Владимир понял, что эта попытка не удалась, т.к. славяне клялись Перуном, но по-прежнему верили своим племенным богам и им поклонялись. Необходимо было идеологически укрепить государство и принять одну из монотеистических религий, которые тогда уже были хорошо известны на Руси. Представители разных конфессий проживали в Киеве. Но принять в тех условиях религию от какого-либо государства означало стать вассалом этого государства. Владимиру удалось обойти это правило благодаря удачно сложившейся международной обстановке. Владимир установил добрые отношения с Византией, которую разделили внутренние противоречия (там шла ожесточённая борьба за престол). Христианство с его учением о божественности власти идеологически укрепило феодальный строй и авторитет государства. Укрепились позиции самого Владимира. Благодаря принятию христианства Русь ближе познакомилась с византийской культурой, восприняла наследие античности. Повысился международный престиж киевского князя, что способствовало сближению Руси с другими государствами. С 988 г. на Руси началось утверждение христианства. Население вначале открыто сопротивлялось новой религии, и её приходилось утверждать в буквальном смысле «огнём и мечём». Известен случай, когда восстали новгородцы, и это восстание было жёстко подавлено Добрыней (дядей Владимира) и Путятой (тысяцким Владимира). Но и после крещения Русь не сразу стала православной. После того как христианство стало на Руси официальной религией, церковь получила от князей крупные земельные пожалования и десятую часть от государственных доходов. В церковно-административном отношении Русь делилась на епархии во главе с епископами, подчинявшимися киевскому митрополиту. Епископы обладали правом суда над служителями культа и зависимыми от церкви людьми, а по церковным делам – над всем населением страны. Духовные феодалы составили сильную группу господствующего класса на Руси. [6, с.33]