Однако это обстоятельство не должно вызывать у следователя предубеждения в отношении возможности использования на очной ставке показаний признавшегося организатора преступления. Убедившись, что его показания в основном правильно передают обстоятельства преступления, подтверждаются материалами дела и отказ от правдивых показаний маловероятен, следователь может приступить к проведению очных ставок. Параллельно с этим должна проводиться работа по установлению действительной роли организатора или наиболее активного участника преступления.
Практике известны случаи, когда показания признавшихся подозреваемых или обвиняемых используются на очных ставках для получения прав-
дивых показаний от недобросовестных свидетелей и потерпевших. Этот
тактический прием особенно эффективен в тех случаях, когда в силу различных причин свидетели (реже потерпевшие) бывают связаны показаниями по делу подозреваемых или обвиняемых и не хотят усугубить их положение.
2.6. Очные ставки между лицами,дающими ложные показания.
Следователь может также произвести очные ставки между двумя подозреваемыми (обвиняемыми), если они по одним эпизодам говорят правду, а по другим лгут. Применение названного тактического приема основано на том, что допрашиваемые обычно охотнее дают изобличающие показания в отношении соучастников и пытаются скрыть свое участие в преступлении. На такой очной ставке допрашиваемые нередко как бы меняются местами. Второй участник, изобличавшийся первым в совершении каких-то действий, в свою очередь начинает говорить об эпизодах, которые первый допрашиваемый ранее скрывал от следователя.
В отдельных случаях следователь в ходе очной ставки может использовать противоречия, возникшие между соучастниками, дающими ложные показания, но по-разному освещающими одни и те же обстоятельства. Однако подобная очная ставка может привести к согласованию ее участниками ложных показаний, и поэтому она проводится сравнительно редко.
Целесообразность проведения указанной очной ставки определяется наличием в показаниях соучастников данных, свидетельствующих о противоречиях между ними, попытках свалить вину друг на друга, враждебных отношениях и т.д., которые могут быть использованы следователем для установления истины.
Тактика очной ставки при наличии ложных показаний обоих участников должна строится на использовании противоречий между ними путем обострения конфликтной обстановки. Для этого следователю необходимо углубить расхождения между участниками, показать непримиримость занимаемой ими позиции. В подобной психологической атмосфере у менее виновного участника может появиться желание дать правдивые показания, чтобы не понести ответственность за действия,совершенные другим.
Конечно, далеко не всегда можно рассчитывать на получение правдивых показаний от одного или обоих участников непосредственно в ходе очной ставки. Однако она создает благоприятные условия для установле-
ния истины на последующем допросе.
2.7. Устранение добросовестного заблуждения участников очной ставки.
В отдельных случаях противоречия в показаниях обвиняемых и подозреваемых вызываются их добросовестным заблуждением. Об этом, в частности, могут свидетельствовать правдивые показания допрашиваемых по остальным вопросам, их заинтересованность в даче объективных показаний и т.д.
Поскольку устранение добросовестного заблуждения, как правило, требует иных тактических приемов, чем разоблачение лжи, необходимо попытаться выяснить действительную причину противоречий: не явились ли они результатом ошибок в восприятии, запоминании и воспроизведении. Выяснению причины противоречий в показаниях может способствовать проведение очной ставки.
Поскольку на очной ставке один из ее участников дает показания в присутствии другого, она позволяет лицу, что-то забывшему или напутавшему, заново восстановить в памяти и переосмыслить спорные обстоятельства. В ходе очной ставки рассматриваются не только спорные, но и пограничные с ними вопросы и смежные обстоятельства. Имеются в виду факты, воспринятые одновременно, а так же до или после интересующего следствие события (смежность по времени), или же объекты, которые в период восприятия находились недалеко друг от друга и были вместе восприняты наблюдающим лицом (при смежности по месту).
В отличие от преднамеренной лжи, устранение противоречий, вызванных добросовестным заблуждением, облегчается тем, что следователю здесь не противостоит заинтересованное в сокрытии истины лицо. Кроме того, участники очной ставки, наблюдавшие определенные события, лучше следователя ориентируются в их деталях и в ходе обсуждения могут затронуть не известные допрашивающему обстоятельства, облегчающие установление истины.
Ст.153 УПК КазССР допускает возможность общения между участниками очной ставки, которые вправе задавать друг другу вопросы. Закон не предусматривает конкретных форм общения между участниками очной ставки и только требует, чтобы вопросы участников задавались после допроса следователем. В необходимых случаях, когда противоречия вызваны добросовестным заблуждением, следователь может предоставить допрашиваемым
на очной ставке лицам возможность не только задавать друг другу вопросы, но и обменяться мнениями по поводу обсуждаемого. Естественно, это делается под контролем следователя, который направляет очную ставку на разрешение спорных обстоятельств и обеспечивает порядок при проведении следственного действия.
Активизации ассоциативных связей у участников очной ставки способствует предъявление доказательств и проведение очной ставки на месте происшествия. Такая очная ставка, связанная с повторным восприятием деталей места происшествия, способствует припоминанию дополнительных фактов и их деталей, что помогает следователю лучше уяснить обстоятельства дела и точнее отразить их в протоколе.
Ту же цель преследует предъявление в ходе очной ставки доказательств, например, вещественных доказательств, документов, протоколов допроса и т.д. Оживление ассоциативных связей может быть так же достигнуто путем демонстрации на очной ставке дополнительных средств фиксации - фото,видеоматериалов, схем,фонограмм и т.д.
Глава 6.
П Р О Ц Е С С У А Л Ь Н Ы Е И Т А К Т И Ч Е С К И Е
П Р А В И Л А Ф И К С А Ц И И П О К А З А Н И Й
П О Д О З Р Е В А Е М О Г О И О Б В И Н Я Е М О Г О.
1. Требования, предъявляемые к протоколу допроса.
Недостаточно правильно допросить обвиняемого или подозреваемого, нужно еще правильно и полно зафиксировать показания.
В момент допроса сам следователь не может зачастую определить, какие из сведений и деталей, сообщенных ему обвиняемым или подозреваемым, в последующем, при сопоставлении с другими доказательствами, приобретут особенно важное значение. Поэтому произвольные сокращения и пропуски при протоколировании препятствуют достижению истины.
Показания должны быть запротоколированы таким образом, чтобы в дальнейшем можно было проверить каждый из моментов, содержащихся в показаниях. В целях облегчения последующей проверки следует отграничивать в протоколе выводы и суждения от сообщений о фактах, на которых они основаны.
Подробная запись необходима как в тех случаях, когда допрашиваемый дает правдивые показания, так и в тех, когда очевидна ложность его показаний.
Протокол допроса в ряде случаев является средством изобличения в даче ложных показаний. Известно, что ложные показания, подробно зафиксированные следователем, нередко служат уликой против обвиняемого или подозреваемого.
Показания обвиняемого и подозреваемого протоколируются по одним и тем же правилам ст.ст.163-164 УПК КазССР).Протокол состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
В водной части протокола отмечается , когда, кем и в чьем присутствии производился допрос. Причем отмечаются не только дата, но и время допроса. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем можно было определить продолжительность допроса и в какое время суток он проводился.
Здесь же содержатся анкетные данные. При повторных допросах ан-
кетные данные обычно не фиксируются. Следует ограничится указанием,
где они находятся ( дата допроса и по возможности том и лист дела ).
Если допрос производится при участии переводчика, то в водной части должно быть указание на разъяснение переводчику его обязанностей и предупреждение об ответственности за заведомо неправильный перевод, что удостоверяется подписью переводчика.
В описательной части протокола фиксируются показания, а заключительная часть посвящена подтверждению правильности этой фиксации.
Показания записываются от первого лица, по возможности дословно, с сохранением индивидуальных особенностей речи допрашиваемого. Последнее требование связано с тем, что протокол должен отражать не только содержание показаний, но и характер изложения. Поэтому не следует редактировать показания, стремясь придать им "литературную форму", ибо в этих случаях уничтожается специфика показаний и они могут быть искаженны. Запись показаний в протоколе допроса подозреваемого и обвиняемого должна исключать возможность превратного истолкования его показаний. Не следует также забывать, что объективная фиксация показаний вызывает у обвиняемого и подозреваемого доверие к следователю.