Смекни!
smekni.com

Допрос подозреваемого и обвиняемого (стр. 3 из 15)

целесообразнее вначале выяснить участие в менее опасных преступлениях,

а затем уже перейти к тем, которые повлекли наиболее тяжкие последс­твия.

При допросе подозреваемого и обвиняемого в условиях бесконфликт­ной ситуации вполне применимы и приемы, направленные на оживление па­мяти. Чаще всего такая необходимость возникает при выяснении обстоя­тельств, не относящихся непосредственно к действиям самого обвиняемого или подозреваемого. В этих целях, в частности, целесообразно провести допрос на месте, связанном с выяснением обстоятельств.

2.1.2. Постановка вопросов.

К числу тактических приемов допроса при отсутствии конфликта от­носится и умелая постановка вопросов, направленных на детализацию и конкретизации показаний. Для достижения этой цели при постановке воп­росов следует соблюдать следующие тактические правила:

а) Вопрос должен быть конкретным и касаться одного какого-либо обстоятельства. Формулировка должна предполагать развернутый ответ. Предлагаемые вопросы должны быть краткими и ясными и не таить в себе двухсмысленности.

б) Формулировка вопроса должна полностью исключать возможность

извлечения из него информации, необходимой для ответа на него.

в) Нужно избегать вопросов, на которые можно дать предположитель­ный ответ.

г) Следует заранее подумать, в какой последовательности вопросы будут выясняться.

Как правило один вопрос должен вытекать из другого и являться ло­гическим продолжением предыдущего вопроса.

д) После ответа на основной вопрос допрашиваемому в случае необ­ходимости следует задать вопросы, уточняющие и поясняющие показания. При этом следует предусмотреть, какими следственными действиями ( доп­росом свидетелей, осмотром документов и т.д.) можно будет в дальнейшем проверить полученные доказательства.

2.2. Допрос в конфликтной ситуации.

При конфликтной ситуации необходимо побудить допрашиваемого к правдивым показаниям( если он их не дает), либо установить и устранить мотивы ложных показаний.

2.2.1. Отказ от дачи показаний и способы его преодоления.

Если конфликтная ситуация вызвана тем, что подозреваемый или об­виняемый отказываются давать показания, ему нужно разъяснить те неже­лательные последствия, которые имеет для него занятая позиция. При от­сутствии показаний подозреваемого или обвиняемого осложняется установ­ление истины по делу, индивидуализация ответственности, проверка дос­товерности показаний. Следователь вполне обоснованно может заявить допрашиваемому о том, что никто лучше него самого не сможет объяснить обстоятельства дела и привести доводы в свою защиту. Целесообразно ак­тивизировать позицию подозреваемого или обвиняемого, отказывающегося от показаний, вызвав у него критические замечания по поводу предъяв­ленных доказательств или утверждений следователя.

Если в совершении преступления подозреваются несколько человек, следует иметь ввиду, что взаимоотношения между соучастниками преступ­лений часто весьма сложны и противоречивы. С одной стороны, каждый из них боится дать правдивые показания первым ( тем более если на этот счет существует предварительная договоренность), а с другой,-каждый из них опасается, что его опередят и при этом основную ответственность

переложат на него. Задача следователя в этой связи заключается в том,

чтобы, обеспечив изоляцию между подозреваемыми и обвиняемыми, нейтра­лизовать первый мотив ( опасение дать показания первым ) и усилить опасения "опоздать" с чистосердечным признанием. Поэтому, если кто-то из соучастников уже дал правдивые показания, об этом необходимо сооб­щить допрашиваемому. В тех случаях, когда никто из соучастников не да­ет таких показаний, следователь может высказать допрашиваемому опасе­ния, что его опередят и тогда никто не поверит в его чистосердечное раскаяние.

При этом полезно основное внимание в ходе допроса уделить уточне­нию роли каждого из соучастников преступления, имея в виду, что обви­няемый и подозреваемый иногда более охотно рассказывают о действиях других, чем о своих собственных.

2.2.2. Допрос при даче ложных показаний.

Наиболее распространенная конфликтная ситуация - это дача ложных показаний либо показаний правдивых, которые до определенного момента расцениваются следователем как ложные. Поэтому первая задача следова­теля - определить, что в показаниях ложь, а что правда, выявить мотив ложных показаний и, если это возможно, устранить или нейтрализовать его. Эти мотивы могут быть весьма разнообразны, но чаще всего допраши­ваемый надеется на то, что против него не собранно достаточно доказа­тельств, а поэтому, если он не сознается в совершенном преступлении, его не изобличат и он тем самым сможет избежать ответственности.

Поэтому лучший способ получить правдивые показания - это внушить допрашиваемому уверенность в том, что следователю известно если не все, то очень многое о его преступной деятельности. Допрос же прово­дится для того, чтобы дать обвиняемому или подозреваемому дать возмож­ность раскаяться и выдвинуть обстоятельства, смягчающие его ответс­твенность.

а). Допрос в условиях, когда следователь располагает доказатель­ствами, достаточными для изобличения допрашиваемого в совершении прес­тупления и в даче им ложных показаний.

Такая ситуация характерна более для допроса обвиняемого, а не по­дозреваемого, поскольку в отношении последнего у следователя обычно бывает доказательств меньше, однако следующие тактические приемы могут

использоваться и при допросе подозреваемого.

1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ХОДЕ ДОПРОСА

Прежде всего не следует думать, что при наличии достаточного ко­личества доказательств задача следователя проста. Доказательства долж­ны быть предъявлены умело, иначе результат не будет достигнут. Одна и та же совокупность доказательств при правильном их использовании может помочь следователю выяснить следователю истину по делу, а при непра­вильном либо вооружит обвиняемого сведениями, необходимыми для выдви­жения ложных объяснений, либо помешает лицу, неосновательно привлечен­ного к ответственности, опровергнуть выдвинутое против него обвинение.

Поэтому не следует, как правило торопиться предъявлять всю сово­купность имеющихся у него доказательств, важнее как можно эффективнее использовать каждое из них.

За исключением случаев, когда при допросе используется элемент внезапности, предъявлять доказательство не следует до тех пор, пока обвиняемый или подозреваемый не допрошен по всем обстоятельствам , связанным с этими доказательствами.

Эти обстоятельства следует выяснять осторожно, чтобы допрашивае­мый не догадался, почему они интересуют следователя. Следователь дол­жен предусмотреть возможность заявлении со стороны подозреваемого или обвиняемого, опорочивающих предъявленное доказательство. Если возник­нет такое опасение, следует сразу фиксировать в протоколе показания по каждому из выясняемых обстоятельств и скреплять их подписью допрашива­емого. Только после этого можно предъявить доказательства, опровергаю­щие объяснения обвиняемого или подозреваемого, что так же отмечается в протоколе допроса.

Практически имеются две возможности предъявления доказательств в ходе допроса: а) предъявление отдельных разрозненных доказательств с постепенным введением новых доказательств в ходе последующих допросов;

б) одновременное предъявление определенной совокупности доказательств. Предъявление доказательств, изолированных одно от другого, с

большими интервалами по времени, как правило, психологически неэффек­тивно. Знакомясь с каким-либо одним доказательством, вне связи с дру­гими, которые его подкрепляют и дополняют, обвиняемый или подозревае­мый обычно пытается привести свои показания в соответствии с предъяв­ленным ему новым материалом. Поэтому в ходе допроса целесообразно

предъявлять не отдельные, разрозненные доказательства, а определенную совокупность доказательств, связанных между собой.

Предъявление определенной совокупности доказательств в логической последовательности уже само по себе оказывает положительное влияние на результаты допроса, создавая напряженность эмоциональной сферы допра­шиваемого, начинающего сознавать неизбежность разоблачения. Пытаясь как-то нейтрализовать предъявляемые доказательства, допрашиваемый все больше и больше запутывается во лжи и в конце концов начинает понимать тщетность попыток таким способом уйти от ответственности.

Наиболее целесообразно предъявлять доказательства, начиная с тех, которые подтверждают второстепенные моменты, а затем уже переходить к доказательствам, относящимися к главным из выясняемых обстоятельств. За менее вескими целесообразно предъявлять более веские доказательст­ва. Этот прием разоружает допрашиваемого, так как запас подготовленных им ложных объяснений, опровергаемых одно за другим, постепенно иссяка­ет. При таком предъявлении доказательств подозреваемый или обвиняемый, постепенно запутываясь во лжи, ставится перед необходимостью дать правдивые показания логикой установленных и изобличающих его фактов.

Иногда предъявленные доказательства не производят на обвиняемого или подозреваемого должного впечатления лишь потому, что он не понима­ет их значения. Поэтому, предъявляя то или иное доказательство, полез­но разъяснить допрашиваемому его значение и связь с доказываемым обс­тоятельством.Особенно важно разъяснить значение доказательств, полу­ченных с применением научно-технических средств.