На наш взгляд, понятия качества, полезности, и потребительной ценности (стоимости) близки по своей сущности и различаются областями применения, помогают исследовать природу одних и тех же явлений, процессов с различных сторон. При этом качество - единственное из указанных понятий представляет собой систему характеристик, а не одно количественное значение. Если качество продукции (при сохранении ее свойств) неизменно в течение всего процесса потребления, то в теории полезности учитывается снижение потребности в конкретной продукции по мере ее удовлетворения, степень интенсивности потребности.
В результате использования продукции потребитель получает полезный эффект, зависящий от количества, качества, имеющегося запаса конкретной продукции, от степени интенсивности потребности и др.
Услуга, как специфический вид продукции и товара, имеет ряд особенностей, существенно влияющих на ее качество. Анализ природы и основополагающих особенностей услуги многие отечественные и зарубежные исследователи начинают с выделения критериев для ее определения, отличающих услуги от товаров массового производства и являющихся их наиболее общими характеристиками. Авторы вышеперечисленных источников едины в представлении следующего списка базовых характерных особенностей услуг:
1. Неосязаемость.
2. Неотделимость от источника.
3. Несохраняемость.
4. Непостоянство качества.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что обеспечить качество можно только на комплексной основе, позволяющей объединить в систему множество факторов, от которых зависит конечный результат деятельности конкретного предприятия. Успеха добиваются те производители, которые ориентируются на удовлетворение запросов своих потребителей, что достигается благодаря разработке, внедрению и функционированию систем качества, соответствующих международным стандартам ИСО серии 9 000 или основанных на принципах всеобщего управления качеством. Однако в настоящее время объектами управления должны выступать качество не только продукции и услуг, но и процессов, персонала, различных видов деятельности и, наконец, качество жизни. Это вызвано тем, что качество пронизывает практически все стороны мироздания и является главным фактором экономического развития, социального устройства, имеет фундаментальное значение для понимания сущности человеческого бытия, для развития духовной культуры общества. Не случайно качество продукции и услуг стало индикатором высокой эффективности труда, источником национального богатства, признаком развитой экономики, а качество жизни признано международным сообществом одной из важнейших характеристик, отражающих развитие стран и народов.
В Республики Таджикистан проблемы управления качеством стоят особенно остро. Отставание уровня качества отечественной продукции и услуг от зарубежных аналогов оказывает влияние на все сферы жизни общества. Углубляются проблемы, связанные с управлением качеством образования, здравоохранения, воспитания. Исторический опыт передовых промышленных стран показывает, что решение данных проблем должно стать национальной идеей. В этой связи в Республики Таджикистан также необходимо уделять больше внимания исследованию проблем качества, не только используя зарубежный опыт, а исходя из своего собственного исторического опыта теории и практики управления качеством с учетом требований времени.
На протяжении последнего десятилетия в нашей стране, несмотря на экономический кризис, расслоение общества, потерю многих ценностных ориентиров, интерес к проблемам управления качеством постоянно возрастает. В условиях глобализации и интернационализации опыта управления качеством открываются новые грани и перспективы развития данного процесса на различных уровнях управления на основе тенденции диверсификации.
Состояние изученности проблемы. Проблема качества на протяжении многих веков является предметом исследования философов, экономистов, социологов. Первым исследователем категории «качество» принято считать греческого философа Аристотеля, который рассматривал качество как видовое отличие сущности, как характеристику ее состояний и как свойство вещи.
Трактовка категории «качество», предложенная Аристотелем, на многие столетия определила последующее развитие научной мысли в этом направлении. К данному понятию обращались философы различных школ: механистического мировоззрения - Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс; немецкой классической философии — И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах; марксистского материалистического мировоззрения - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.
ISO – это аббревиатура, означающая Международную организацию стандартов в
Женеве, Швейцария, основана в 1946 г., эта организация насчитывает в своем составе порядка 110 стран. Каждая страна представлена своей национальной организацией. Стандарты, известны как серии ISO9000, они были разработаны, чтобы достичь однородности стандартов стран участниц. Стимулом к этому стала глобализация бизнеса. Эти стандарты служат для того, чтобы устранить нетарифные барьеры в международной торговле, обусловленные различиями между стандартами стран или компаний. Поэтому стандарты призваны способствовать международной торговле. Они предназначены для построения системы управления, которая, в конечном счете, производит качественные товары или услуги, но они связаны с каким-либо продуктом или техническими разработками. Организация может принять один из стандартов, чтобы предоставить свидетельство клиентам, что у нее есть система управления, способная производить удовлетворяющий их товар или услугу. ISO - различает три стандарта, которые охватывают разные сферы производства . ISO9001-предоставляет модель для организаций, работающих в области проектирования, развития, производства, установки и обслуживания изделия. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о важности услуг в нашей жизни. Рынок услуг постоянно находится в развитии и совершенствовании. Многие услуги характеризуются высокими издержками и низкой надежностью. Одним из решений этой проблемы является применение комплексов подходов.
Эрмуҳаммадов О. ассистенти кафедраи «ҳуқуқи тиҷорат».
Қудратов Н. ассистенти кафедраи «ҳуқуқи тиҷорат».
БЕЭЪТИБОР ВА ЌАТЪ ГИРДИДАНИ ФАРЗАНДХОНДЇ ТИБҚИ ҚОНУНГУЗОРИИ ҶУМҲУРИИ ТОҶИКИСТОН
Беэътибор ва қатъ гардонидани фарзандхондӣ асосан тибқи Кодекси оилаи ҶТ ва дигар қонунгузориҳои соҳавӣ ба танзим дароварда шудааст. Ќонунгузор номгўи асосњои беэътибор донистани фарзандхонии кўдакро муќаррар сохтааст ва он мањдуд буда ба таври васеъ маънидод карда намешавад. Яъне дигар асосњои дар ќонун пешбиннї шуда њамчун њолати беэътибор донистани фарзандхонии кўдак ба инобат гирифта намешавад. Аммо њолатњои дигар вобаста ба ихтиёрдории суд мумкин аст њамчун асоси бекор кардани фарзандхондї эътироф шаванд.
Тибќи моддаи 145 КО Љумњурии Тољикистон фарзандхондии кўдак дар њолатњое метавонад беэътибор дониста шавад, ки агар:
- њалномаи фарзандхондї ба њуљљатњои ќалбакї асос ёфта бошад;
- фарзандхондї ќалбаки бошад;
- шахси бабалоѓат расида ба фарзандхондї ќабул шуда бошад;
- фарзандхондкарда шахсе бошад, ки суд ўро ѓайри ќобили амал ё ќобили амалаш мањдуд эътироф карда бошад;
- шахси фарзандхондкарда бо њалномаи суд аз њуќуќи падару модарї мањрумшуда бошад;
- шахсоне, ки номатлуб иљро кардани ўњдадорињои ќонунан ба зимаашон гузошташуда аз ўњдадорињои васї ё парасторї бартараф карда шуда бошад;
- фарзандхондї бинобар гуноњи содиркардаи собиќ фарзандагон аз љониби суд бекор карда бошад;
- шахсоне, ки бинобар вазъи саломатї наметавонанд њуќуќи падару модариро амалї намоянд. Номгўи беморињое, ки њангоми ба онњо мубтало будани шахс наметавонад кўдакро ба фарзандхондї ќабул кунад тањти васоят (парасторї) ќарор дињад, аз љониби њукумати ЉТ муайян карда мешавад.
Барои ба фарзандхондї гирифтани кўдак шахси довталаб њуљљатњои зарурии ќонун пешбиникардаро оид ба он, ки ў шароити гирифтани кўдакро ба тарбия дорад ва шахсияти ў барои анљом додани амалиёт мувофиќ аст, бояд ба суд пешнињод намояд. Ба ин њуљљатњо аризаи фарзандхондкунанда дар бораи фарзандхондии кўдак, розигии хаттии њамсари дигар барои аз љониби њамсараш ба фарзандхондї гирифтани кўдак, розигии хаттии кўдаки фарзандхондшаванда, ки ба синни 10-солагї расидааст, маълумотнома дар бораи вазъи саломатии фарзандхондкунанда, шањодатномаи вафоти волидони кўдак ва ѓайра дохил мешавад. Дар мавриде, ки аз љониби њамсарон якљоя кўдак ба фарзандхондї гирифта шавад, розигии њардуи онњо лозим аст. Агар яке аз њамсарон ба љои њамсари дигар аризаи розигии ўро дар бораи фарзандхондї ќалбаки намуда пешнињод намояд, онгоњ ин воќеият барои беэътибор эътироф кардани фарзандхондї асос мегардад.
Бояд ќайд кард на њамаи њуљљатњои ќалбакии пешнињод шуда асоси беэътибор донистани фарзандхондї мегардад. Масъалан: маълумот дар бораи љойи кор, музди мењнат, масоњати манзили истиќомати њангоми ба њаќиќат мувофиќат надоштан бештар асоси бекор кардани фарзандхондї мебошанд. Ин маълумотњо бе восита шароити зисти кўдак вобастаанд (таъминоти кўдак ба љойи хоб таъмин кардани ў ва ѓ.) ва дар њолати таъмин набудани чунин шароит фарзандхондї бекор карда мешавад. Аммо суд дар њар як маврид мушаххас бо ба инобат гирифтани манфиати кўдак ќарор ќабул намояд.
Ќалбаки будани фарзандхондї њамон ваќт љой дорад, ки шахси ба фарзандї ќабулкунанда аз аввал дар фикри фарзандхондї набуда, дигар маќсадњои ѓаразнок дошта бошад. Дар ин маврид ў бо кўдак маќсади ба роњ мондани муносибати падару модариро надоранд. Маќсади ѓаразноки чунин шахсон тањти ниќоби фарзандхондї ба даст овардани имтиёзњои манзилї, соњиб шудан ба молу мулки ба тариќи мерос ба кўдаки фарзандхонд гузоштааст ва монанди он мебошад.