Утверждение Конституцией Республики Таджикистан права граждан на правосудие преследует цель создания правового канала противостояния административному произволу должностных лиц государственного аппарата, общественных организации, различных экономичных структур. По нашему мнению, таким каналом и является институт судебного контроля за органами исполнительной власти., что по своей сущности устанавливает административную юстицию.
Судебный контроль осуществляется в определенных формах, обусловленных особенностью взаимоотношений двух самостоятельных ветвей власти: исполнительной и судебной. Он преследует двойную цель, с одной стороны, защиту физических и юридических лиц от злоупотреблений властью со стороны органов управления, с другой стороны, улучшение деятельности органов управления в интересах общества в целом.[5] Именно поэтому судебная защита индивида от исполнительной власти признается необходимым элементом и общим принципом, положенным в основу правовых систем большинства современных демократических государств. К тому же, конституционное положение о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства , что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления, эффективно может обеспечиваться, на наш взгляд только правосудием.[6]
Термин «судебная защита» как юрисдикционный институт демократического правового государства, представляет собой ведущее направление правоохранительной деятельности органов правосудия, осуществляемой на основе конституционных принципов и в порядке, определяемом конституционными и другими законами Республики Таджикистан. Так, статья 84 Конституции Республики Таджикистан ставить условия полного и независимого осуществления судами правосудия. Это, как уже отмечалось выше, самый оптимальный способ осуществление судебной защиты прав и свобод граждан, при условии, если деятельность судов является исключительно законными, а их решение справедливыми. Законность означает соответствия порядка рассмотрения дела и принятия решения закону, а справедливость- соответствия решения суда нравственным представлениям общества.
В соответствии с ч.2 ст.84 Конституции Республики Таджикистан «Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд. Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской авто-номной области, суды областей, города Душанбе, городов и районов, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе» т.е. в Конституции перечислены система судов республики осуществляющие правосудие , представляющие судебную власть. Несмотря на то что, в этой конституционной норме нет указаний о видах , формах и модели осуществления правосудия основной закон страны делает отсылочное отступление, указав в ч.3. выше названной статьи о том , что «Организацию и порядок деятельности судов определяет конституционный закон». В ч.4 ст.2. Конституционного Закона Республики Таджикистан «О судах Республики Таджикистан» от 6-августа 2001 года указано , что в Республике Таджикистан «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, экономического, административного и уголовного судопроизводства».[7]
Вместе с тем, о существовании административной юстиции и успешном функционировании административного судопроизводства в нашей республике свидетельствуют выше названые положения Конституции Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об обращениях граждан» от 14.12.1996г., Кодексы Республики Таджикистан « Об административных правонарушениях» старый (1978г) и новый в веденный в действия с 1-апреля 2009г., Кодекс «Об административных процедурах РТ» ( от 5-03-2007г),Гражданский процессуальный кодекс РТ старый (1961г) и новый (2008г), Хозяйственный процессуальный кодекс РТ (1996) и Кодекс об экономическом судопроизводстве в РТ(2008) , которые в отдельных разделах регламентировали и регламентируют порядок рассмотрения категории дел возникающие из административно-правовых отношений и порядок производства по ним.
Содержание перечисленных законов свидетельствуют о том, что под судебную юрисдикцию попадают практически все действия и решения органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, которые нарушают права и свободы граждан. Исключение составляют те из них, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда Республики Таджикистан, а также действия и решения, в отношении которых установлен иной порядок судебного обжалования.
Наблюдается явная тенденция к значительному росту практики рассмотрения судами общей юрисдикции административно-правовых споров, т.е. споров , имеющих публично- правовой характер. Например, согласно новому ГПК РТ дела, возникающие из публичных (административных) правоотношений подсудны всем звеньям системы общих судов. Следовательно, функциями административной юрисдикции обладают: Верховный Суд РТ, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, и все районные и городские суды республики (раздел 23-26, ст.249-266 ГПК РТ).
В этой связи, и поскольку новый Гражданский процессуальный Кодекс РТ (2008г), наделил всех судов общей юрисдикции, полномочиями по рассмотрению административно- правовых споров граждан с публичной властью, то на наш взгляд, закономерной является постановка вопроса о целесообразности введение должности судьи по административным делам , в районных и городских судах республики, а также о необходимости специализации судей районных, городских и вышестоящих судах по рассмотрению именно этой категории дел.
Образование судебных коллегий по административным делам в областном суде Горно-Бадахшанской автономной области , областных судах, в суде города Душанбе и в Верховном Суде РТ , предусмотрено в утвержденном Указом Президента Республики Таджикистан «Программы судебно-правовой реформы в Республики Таджикистан»[8].
Согласно Кодекса Республики Таджикистан «об экономическом судопроизводстве» от 5-января 2008 года., экономические суды республики, осуществляют защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных экономических интересов организаций и граждан. Содействуют режиму законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они праве рассматривать, например, споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам, нарушающих права и законные интересы организации и граждан ( ст.187-191КоЭС РТ ), споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом ( ст. 187-191 КоЭС РТ)[9]. Поэтому, образование специализированных административных судебных коллегий в Высшем Экономическом Суде РТ, экономическом суде Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судах областей и города Душанбе, было бы логичным, так как по непонятным причинам в Программе нет указаний на счет экономических судов республики.[10]
В последние годы отдельные категории дел, особенно о признании незаконными нормативно-правовых актов различных ветвей власти, споры между центральными и местными органами управления, жалобы о нарушении избирательного законодательства, включая признание выборов недействительными, и некоторые другие, возникающие в сфере административно-правовых отношений, становятся все более актуальными. Особую значимость правильное рассмотрение этой категории дел приобретает в свете осуществляемой в Республики Таджикистан судебно-правовой реформы.
Программой предусматривается комплекс организационно правовых проблем по совершенствованию структуры и деятельности судебной системы республики, а также совершенствованию законодательства регулирующих и обеспечивающих деятельности судов и правовое положение судей в обществе. Следует отметить, что в Республики Таджикистан в настоящее время сформирована основательная правовая база административной юстиции и административного судопроизводства. После принятия Конституции независимого Таджикистана в 1994 году, возникла естественная необходимость приведения в соответствии с ней действующего в республики законодательства. Так, 14-декабря 1996 года был принят Закон Республики Таджикистан «Об обращениях граждан», которым фактически был утвержден институт административной юстиции. Позднее был принят Конституционный Закон «О судах Республики Таджикистан» от 6-августа 2001 года, который закрепляя судебную гарантию защити прав и свобод человека и граждан ,установил, что она обеспечивается, в том числе и административным судопроизводством.(ст.2. ч.4.). Принятием от 5-марта 2007 года Кодекса «Об административных процедурах Республики Таджикистан» правовая система страны пополнился новым правовым институтом, который определяет порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления административного производства в суде и взаимодействия административных органов.[11]