Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Классификация юридических лиц по основной цели деятельности 5
2. Классификация юридических лиц по характеру прав учредителей (участников) на имущество юридического лица …………………………….13
Заключение …………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………… 21
Введение
Юридические лица наряду с гражданами являются основными участниками гражданско-правовых имущественных отношений. Однако, несмотря на посвященные им многочисленные законодательные акты и даже традиционную для отечественного правопорядка кодификацию общих положений о юридических лицах, а также солидную научную разработку этой проблематики, как сама конструкция юридического лица, ее правовой статус и видовая классификация до сих пор остаются предметом многочисленных теоретических дискуссий и вызывают ряд серьезных практических проблем.
Дело здесь, думается, не столько в недостатках специальных исследований, сколько в необходимости постоянного развития этого основополагающего гражданско-правового института, его приспособления к быстро меняющимся потребностям развивающегося современного имущественного оборота. В отечественных условиях ситуация осложняется еще и тем, что кардинальная ломка прежнего правопорядка делает необходимым принципиальное изменение многих стереотипов, сложившихся в общественном правосознании, включая и правосознание специалистов.
При этом необходимо избежать двух очевидных, но весьма опасных крайностей. С одной стороны, это полное отрицание любого предшествующего опыта (одним из проявлений которого служат широко распространившиеся попытки прямой рецепции в отечественный правопорядок различных юридических конструкций, в том числе из явно чуждых ему правовых систем) и разработка собственных, «принципиально новых» подходов и понятий. С другой стороны, это попытки консервации заведомо отживших представлений, не соответствующих реалиям современного товарного хозяйства. Обе эти линии, «наслаиваясь» на крайне противоречивое и бессистемное развитие отечественного законодательства о юридических лицах, последовавшее вслед за принятием первой части нового Гражданского кодекса РФ, еще более усугубляют положение, во многом запутывая попытки его объективного анализа.
В настоящей работе автор, используя последние достижения российской цивилистике, проанализирует виды юридических лиц.
При этом автором будет использована классификация юридических лиц по основной цели деятельности и по характеру прав учредителей (участников) на имущество юридического лица.
Нормативная основа работы представлена нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законов.
Теоретическая основа исследования включает работы следующих российских цивилистов: Г.Е. Авилова, О.В. Ивковой, Д.И. Степанова, Д.А. Сумского, Е.А. Суханова, К.П. Беляева, Ю.О. Вербицкой, Д.В. Новака, В.Е. Чиркина и др.
Кроме этого, в работе использовались разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Методологической основой работы являются диалектический метод познания и частно-научные методы: сравнительно-правовой, формально-логический и системно-структурный.
1. Классификация юридических лиц по основной цели деятельности
По наличию в качестве основной цели создания и деятельности юридического лица намерения получить прибыль все они делятся на две группы (ст. 50 ГК РФ):
- коммерческие организации, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- некоммерческие организации, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Несмотря на критическую оценку, высказываемую в юридической литературе, относительно целесообразности и обоснованности легального закрепления деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (касающуюся в основном критериев такого деления)[1], следует согласиться с К.П. Беляевым в том, что само по себе такое деление всех юридических лиц на два лагеря является принципиальным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений[2].
Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций.
Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.
Такая организация (хозяйственное товарищество или общество, производственный кооператив) обладает, как правило, общей правоспособностью, что означает право на осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством[3].
Однако в силу ряда причин коммерческая организация может иметь специальную (ограниченную, целевую) правоспособность. В частности, ограниченной правоспособностью обладают все унитарные предприятия; они могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые перечислены в их уставе. Государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен в его уставе. Другим примером ограниченной правоспособности коммерческой организации является осуществление исключительных видов деятельности. Например, товарные биржи вправе заниматься только организацией биржевых торгов, они не могут вести самостоятельную торговую деятельность. Аудиторские организации вправе проводить независимые проверки финансовой отчетности и заниматься т.н. сопутствующими услугами, перечень которых закреплен в законе. Кредитные организации и банки, совершая банковские операции и сделки, не могут заниматься торговой и производственной деятельностью. Аналогичные ограничения предусмотрены нашим законодательством для страховых компаний. Помимо этого, любая коммерческая организация может самостоятельно ограничить свою правоспособность, включив в учредительные документы исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми она вправе заниматься.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (ред. от 17 июля 2009 г.)[4]).
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
ГК РФ (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что указанная деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им.
Следует заметить, что в европейском законодательстве вопрос участия некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности решается по-разному. Используя критерий допустимости осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, условно страны Европы можно подразделить на три основные группы: 1) государства, где данным организациям предоставлена возможность осуществления предпринимательской деятельности в неограниченном объеме (наиболее ярким представителем этой группы стран является Франция); 2) страны, в которых некоммерческие организации наделяются правом ведения предпринимательской деятельности в ограниченном объеме (например, Германия); 3) государства, где не существует понятия организаций, преследующих общественно полезные цели в качестве основной цели деятельности (в частности, Великобритания)[5].
Следовательно, российский законодатель при разграничении организаций на два типа руководствуется критерием цели: если основная цель деятельности юридического лица ориентирована на извлечение прибыли, то организация подлежит отнесению к коммерческой, если нет, то организация является некоммерческой. При этом следует согласиться с точкой зрения Д.И. Степанова о том, что запрет на распределение прибыли в некоммерческой организации является не системообразующим или квалифицирующим признаком, а скорее одним из ограничений, налагаемых на некоммерческие организации[6].
Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК РФ, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. Однако на сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения[7]. При этом следует согласиться с позицией Г.Е. Авилова и Е.А. Суханова о том, что категорию юридического лица стало принято рассматривать не как гражданско-правовой инструмент оформления действительного необходимого для какой-либо организации участия в имущественных отношениях, а как некую внеотраслевую (или межотраслевую) категорию, ставшую обязательным атрибутом любого организационного оформления общественного образования. Отсюда и стремление закрепить в каждом законе статусного характера от жилищно-накопительных и дачных кооперативов до общественных, адвокатских, религиозных и других саморегулируемых организаций - права юридического лица, причем каждый раз с какими-либо неоправданными (а главное, непродуманными) особенностями, что и дает очередную организационно-правовую форму некоммерческой организации[8].