Целесообразно начать судебный осмотр с изучения всей обстановки места происшествия, взаимного расположения предметов (ориентировочный осмотр). В его процессе судом могут быть получены ответы на вопросы: откуда можно было видеть или слышать, как происходило событие; мог ли преступник явиться к месту происшествия незамеченным и т.п. После такого осмотра суд переходит к осмотру, заключающемуся в изучении отдельных участков места происшествия, каждый из которых выделяется определенной совокупностью объектов и следов. Ориентировочный осмотр позволяет суду и участникам процесса получить общее представление обо всей обстановке места происшествия, а локальный осмотр – всесторонне и глубоко изучить отдельные составные части в этой обстановке. Суд последовательно осматривает отдельные объекты на месте происшествия (производит детальный осмотр). Таким образом, все объекты будут всесторонне изучены как самим судом, так и всеми участниками процесса. Если же суд прибегнет к реконструкции обстановки, то место осматривается и до и после нее.33
Практика показывает, что в ходе осмотра места происшествия нередко возникает необходимость производства отдельных «опытов». Так, суд может заинтересовать, зажигается ли в данном помещении электрический свет, звонит ли звонок при нажатии на кнопку и т.д. Подобные несложные действия вполне допустимы в рамках осмотра места происшествия. Однако для совершения более сложных из них, требующих воссоздания обстановки места происшествия, участие специалистов и имеющих существенное криминалистическое значение, необходимо обращаться к судебному эксперименту.
В процессе осмотра подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам и специалистам могут быть заданы вопросы. Участвующие в осмотре лица вправе обращать внимание суда на все то, что по их мнению будет способствовать выяснению обстоятельств дела (ст.293 УПК РСФСР). Для закрепления результатов осмотра суд может использовать такие научные технические средства, как фото-, киносъемка, составление планов и схем. Весь ход и итоги осмотра отражаются в протоколе судебного заседания.
Документы, приобщенные к делу или представленные в судебное заседание, если в них изложены значение для дела, подлежат оглашению. Сведения, содержащиеся в документах, могут быть положены в основу выводов суда.
Оглашению подлежат, например, такие документы, как акты ревизий, отдельные документы бухгалтерского учета, характеристики, справки о состоянии здоровья, о судимости и т.д.
Судом должны быть оглашены в случае необходимости и перечисленные в ст.87 УПК РСФСР протоколы следственных действий.
Документы оглашаются полностью или частично в любой момент судебного следствия по инициативе суда или по ходатайству участников судебного разбирательства (ст.292 УПК РСФСР). При исследовании оглашаемого документа суд может допросить лицо, составившее его либо располагающее о нем какими-либо сведениями; получить для проверки иные документы, содержащие те же сведения и т.д. Наряду с письменными документами суд исследует и приложения к протоколам следственных действий в виде схем, планов, фотоснимков, кинолент, магнитных записей.
Если документ представлен в судебном заседании, суд должен ознакомить с ним участников процесса, которые высказывают свое мнение по поводу необходимости исследования этого документа. В случаях, когда документ будет признан судом, имеющим значение для дела, он подлежит оглашению в судебном заседании, исследуется по общим правилам и приобщается к делу по определению (постановлению) суда (ст.292 УПК РСФСР). Все документы, оглашенные в суде, подлежат приобщению к делу.
После того как проведены все судебные действия и исследованы все доказательства, председательствующий спрашивает обвинителя, подсудимого, защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно (ст.294 УПК РСФСР). Каждый из перечисленных участников судебного разбирательства вправе просить о дополнении судебного следствия путем получения и исследования новых доказательств; постановки дополнительных вопросов ранее допрошенных вне суда лицам; оглашения отдельных, не зачитанных судом материалов предварительного расследования; занесения в протоколе судебного заседания заявления по поводу каких-либо обстоятельств, выявленных при проверке доказательств. Каждое ходатайство о дополнении судебного следствия подлежит обсуждению судом, который выносит определение (постановление) об удовлетворении ходатайства либо в отказе в этом. При удовлетворении ходатайства суд продолжает судебное следствие.
Если дополнений к судебному следствию не было, а также после рассмотрения ходатайств и выполнения признанных необходимыми дополнительных судебных действий, председательствующий объявляет судебное следствие законченным (ст.294 УПК РСФСР). С этого момента суд не вправе исследовать, а участники судебного разбирательства не могут предъявлять доказательства или просить об их истребовании судом, за исключением предусмотренных законом случаев возобновления судебного следствия.
Только приняв решение о возобновлении судебного следствия, суд может приступить вновь к исследованию доказательств, в том числе и тех, которые по каким-либо причинам не были рассмотрены судом. Это возобновление возможно по мотивированному определению (постановлению) суда при наличии следующих оснований: 1) когда участники судебных прений ходатайствуют о возобновлении судебного следствия в связи с необходимостью предъявления новых доказательств (ч.4 ст.295 УПК РСФСР); 2) если подсудимый в последнем слове сообщил о новых обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела (ч.3 ст.297 УПК РСФСР); 3) когда суд при постановлении приговора в совещательной комнате признает необходимым дополнительно вынести те или иные обстоятельства, имеющие значения для дела (ч.1 ст.308 УПК РСФСР). При возобновлении судебного следствия оно проводится по общим правилам.
В заключительной части дипломного исследования традиционной излагаются предложения о дополнении действующего уголовно-процессуального закона определенными статьями либо вносятся предложения об исключении некоторых статей, о новых редакциях статей и т.п. В связи с этим автор посчитал целесообразным наиболее значительные и важные моменты дипломного исследование изложить как в форме теоретических выводов, так и тех положений которые должны найти отражение в новом уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации и применения на практике.
1. Обвинительное заключение, исходя из логики разделения процессуальных функций, должно оглашаться прокурором, а при его отсутствии – секретарем судебного заседания. Потерпевший и гражданский истец оглашают свои заявления сами.
2. В соответствии с законом судья обязан первым допрашивать подсудимого и других участников процесса, при такой постановке основная тяжесть по установлению обстоятельств дела, указанных в обвинительном заключении, ложится на суд, а стороны не проявляют должной активности в доказывании. В результате суд выполняет не свойственную ему в состязательном процессе обвинительную функцию, что ставит под сомнение объективность, беспристрастность судей и подрывает принцип состязательности и равенства сторон. Положение суда и сторон при последовательном разграничении их функций в судебном разбирательстве соответствует такой порядок допроса подсудимого и других лиц, при котором сначала их допрашивает прокурор и иные участники судебного разбирательства, осуществляющие функцию обвинителя, затем те, деятельность которых направлена на защиту, и последние – судьи, если у них возникает такая необходимость.
3. Считаю целесообразным конкретизировать ч.1 ст.289 УПК РСФСР и изложить в следующей редакции: «После оглашения экспертов заключения, данного им в стадии судебного разбирательства, ему могут быть заданы вопросы для разъяснения или дополнения заключения эксперта, ранее дававшегося им по делу, не требуется дополнительных экспертных исследований, возможный его допрос без производства экспертизы в суде».
4. Необходимо на практике применять звукозапись как средства доказывания наряду с письменными и вещественными доказательствами. На основании звукозаписи может быть изготовлена стенограмма судебного заседания, которую можно предъявить суду в качестве самостоятельного письменного доказательства.
1. Архив Ленинского районного суда г. Краснодара за 2007 г. по делу № 1-35, № 1-97, № 1-55.
2. Архив Анапского районного суда Краснодарского края за 2008 г. по делу №1-106.
3. Архив Ленинского районного суда г. Краснодара за 2008 г. по делу №1-445.
4. Архив Краснодарского краевого суда за 2007 г. по делу №1-96 т.3.
5. Бородин С.В. Советский уголовный процесс. – М., 1982.
6. Бойков А.Д., Карпец И.И. Курс советского уловного права. – М., 1989.
7. Викторский С.И. Русский уголовный процесс. – М., 1997.
8. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. – М., 1997.
9. Громов Н.А. Уголовный процесс России. – М., 1998.
10. Кумарев В.Н., Михайлова Т.В. Советский уголовный процесс. – М., 1976.
11. Кобликов А.С. Уголовный процесс. – М., 1995.
12. Комментарии к уголовно-процессуальному кодексу РФ. – М., 1995.
13. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право РФ. – М., 1998.
14. Либерев В.М., Божьев В.П. Научно-практический комментарий к УПК РСФСР. – М., 1998.
15. Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс в России. – М., 1997.
16. Фойницкий И.Я Курс уголовного судопроизводства. – С-П., 1996.
17. Чельцов М.А. Уголовный процесс. – М., 1984.