Важно при этом отметить, что все эти социально-правовые возможности уголовного права обусловливаются положениями, предопределяющими основание и пределы уголовной ответственности, и подчинены им.
Бесспорным в связи с этим является утверждение, что нормы уголовного права устанавливаются только государством в лице его законодательного органа.
Таким образом, уголовное право есть самостоятельная отрасль единой правовой системы, представляющая собой устанавливаемую высшим органом государственной власти совокупность однородных норм, базирующихся на закономерностях социального развития человека, общества и государства, содержащих описание признаков, позволяющих правоприменителю признавать соответствующее деяние преступлением и определяющих основание и пределы уголовной ответственности и наказания за его совершение, а равно условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Задачи уголовного права
Специфика и содержание уголовного права обусловливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права, которые сформулированы в ст. 2, п.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Задачи уголовного права неразрывно связаны с задачами уголовной политики страны и определяются ими. Социальная ценность уголовного права состоит прежде всего в охране общественных отношений, а именно мира и безопасности человечества, личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественных и государственных интересов и всего правопорядка - от преступных посягательств. Для осуществления этих задач уголовное право и уголовное законодательство устанавливают основание и пределы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и закрепляют виды наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за их совершение. Иными словами, указанные задачи уголовное право решает на основе реализации собственных функций. Если исходить из социального назначения уголовного права, то окажется, что обществом и государством на него возлагается задача охраны всей системы общественных отношений от преступных посягательств.
Вместе с тем те, от кого охраняются общественные отношения, не могут рассматриваться посторонними (изгоями) для этих отношений людьми. Они являются носителями, участниками, а нередко активными творцами этих отношений. В связи с этим уголовное право играет положительную роль не только в плане охраны общественных отношений от преступных посягательств, но и в плане развития и усовершенствования этих отношений, в воздействии в нужном направлении на сознание и поведение субъектов, вступающих в эти отношения.
Благодаря охранительной, регулятивной и воспитательной ролям, которые уголовное право играет в обществе, оно, в комплексе с другими факторами духовного, экономического, политического и идеологического характера, выполняет также задачу предупреждения преступлений, ликвидации причин, порождающих преступность.
Предупреждение преступлений уголовно-правовыми средствами следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, сквозь призму общей превенции уголовного закона, общего предупреждения совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового механизма и, во-вторых, в плане частной превенции уголовного закона, которая осуществляется путем применения уголовно-правового воздействия к лицам, совершившим деяние, содержащее признаки преступления. Иными словами, профилактическая задача с точки зрения уголовного права - это оборотная сторона охранительной задачи, так как охранять означает не только отстоять охраняемый объект в случае преступного нападения на него, устранить нависшую над ним угрозу, но и предупреждать возможные нападения на него как фактом своего активного отражения посягательства, так и фактом самой охраны. Выполняя задачу охраны общественных отношений, уголовное право своими усилиями способствует их развитию и укреплению в интересах каждого члена общества и государства в целом. И именно этим уголовное право оказывает заметное влияние на предупреждение преступлений и воспитание людей, на которых распространяется его воздействие, в духе уважительного отношения к закону, и прежде всего к уголовному, и нетерпимого отношения к преступному поведению.
Естественно, что социально-ценностные возможности уголовного права не беспредельны, они имеют свои разумные ограничения. Какой бы ни была совершенной система уголовного права и отдельные ее подразделения, оно не в состоянии искоренить причины преступности. И не потому, что ограниченными являются его внутренние потенциальные возможности, а потому, что большая часть жизни людей находится вне пределов уголовно-правового пространства. Можно сказать, что только одна тысячная доля их жизни подлежит уголовному закону, остальная часть происходит вне его, в сфере нравов и воззрений общества. Потому-то прогрессивное человечество выработало золотое правило, согласно которому самым экономным, однако наиболее эффективным способом борьбы с преступными и иными антиобщественными проступками является их ранняя профилактика, а она, в свою очередь, требует повседневной заботы о повышении материального благополучия людей, росте их культурного уровня и сознательности, правовом и нравственном воспитании.
Иначе говоря, нормы уголовного права выполняют охранительную, профилактическую и воспитательную задачи прежде всего демонстрацией своего существования. Однако было бы иллюзией полагать, что устрашающим эффектом обладает норма (в том числе и уголовного права), применение которой представляет собой лишь абстрактную возможность. Правосудие обязано использовать весь арсенал своих средств для борьбы с преступлениями, только в этом случае оно успешно выполнит свои основные социальные функции.
Функции уголовного права
Через свой регулятивный механизм уголовное право неразрывно связано с иными социально-правовыми регуляторами общественных отношений и в содружестве с ними выполняет необходимые для человеческой личной и общественной жизнедеятельности функции, такие как, охранительная, регулятивная и воспитательная функции. Именно в орбите этих, взаимосвязанных, хотя и действующих в различных сферах человеческого общения, функций уголовное право раскрывает и реализует свое специфическое содержание; только в их сфере уголовно-правовой регулятивный механизм получает искомую энергию, позволяющую ему работать не только в полную силу, но и достаточно эффективно.
Источником энергии является преступление, а оператором, приводящим этот механизм в рабочий режим, выступает преступник. Совершив преступление, он как бы нажимает на условную кнопку этого механизма.
Социальные ценности, в самом широком понимании этого слова, созданные многовековой деятельностью людей и в силу этого ставшие, как и сами люди, непреходящими общечеловеческими ценностями, уголовное право в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами охраняет от потенциальных (возможных) преступников и преступных посягательств. Своими позитивными, социально-ценностными свойствами содержания уголовное право обращено прежде всего к честным, ответственно поступающим, проявляющим искреннее нормопослушание категориям граждан, побуждая их к включению в сложный, но так необходимый для развития личности, общества и государства охранительный механизм.
Чем большее число людей вовлекается в орбиту общесоциального охранительного механизма, тем меньший удельный вес должен иметь в нем уголовно-правовой регулятор. Успешное (как равно и безуспешное) выполнение указанной функции влияет на процесс воспитания у широких масс населения либо чувства безоговорочного уважения к уголовному праву и поддержки его со всеми вытекающими из этого последствиями, либо полного неприятия его как полезного социально-правового инструмента. В связи с этим одной из главных задач уголовного права в сфере действия данной (очевидно, не только данной) функции является борьба с преступной психологией, идеологией «уголовного мира» и криминальным образом жизни. В этом суть охранительной функции уголовного права.
Карательными, репрессивными свойствами содержания уголовное право в первую очередь обращается к тому, кто совершил (либо предпринимает попытки совершить) преступление, т. е. к преступнику либо потенциальному преступнику, стремясь всей силой своего принудительного заряда локализовать, а в последующем разрушить возникшее в результате совершенного им преступления отклоняющееся (аномальное) отношение. Конечной целью уголовного права в этом плане является уголовно-правовая реанимация и уголовно-правовая трансформация возникающих отклоняющихся (аномальных) отношений. Устрашающие атрибуты, неизбежно сопутствующие процессу реализации уголовно-правовых карательных институтов, правда с различной степенью воздействия, сориентированы на всех (в том числе и на тех, кто уже совершил преступление) субъектов общественных отношений с целью удержания их от преступного поведения в будущем. Именно в этом и заключается основной смысл регулятивной функции.
Оперативно реагируя на совершенное преступление, нормы уголовного права тем самым предотвращают наступление в будущем более разрушительного (зачастую невосполнимого) вреда социально значимым интересам людей, как бы упреждая потенциально возможные на них преступные посягательства. На этом этапе происходит трансформация регулятивной функции уголовного права в функцию охранительную. Можно сказать, что регулятивная функция есть активная (деятельная) форма охраны субъектов общественных отношений, необходимо проявляющаяся в экстремальных преступных ситуациях.
Правотворческая и правоприменительная деятельность государства в целом и отдельных его институтов, основанная на уважении прав и свобод отдельного человека и общества в целом, благотворно сказывается (должно неизбежно сказываться) на росте правосознания не только законопослушных граждан, но и правонарушителей, что в конечном счете воспитывает такое свойство, как правопослушание, заключающееся в добровольном и осознанном соблюдении запретов и предписаний, обусловленных государственным принуждением и авторитетом, нравственными ориентирами общества и велениями собственной совести. На реализацию указанных положений сориентирована воспитательная функция уголовного права.