Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование усыновления иностранными гражданами (стр. 12 из 23)

Обстоятельства, являющиеся основаниями к отмене усыновления, условно можно разделить на две группы, к первой группе относятся обстоятельства, при которых отмена усыновления выступает как мера ответственности, а ко второй – как мера защиты интересов ребенка.

В первую группу можно отнести обстоятельства, которые совпадают с основаниями лишения родительских прав: уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей; злоупотребление усыновителями родительскими правами; жестокое обращение усыновителей с усыновленными детьми; алкоголизм или наркомания усыновителей; заболевание усыновителя, препятствующее осуществлению им обязанностей родителя.

Когда возникают обстоятельства, которые свидетельствуют о противоправном поведении усыновителя, отмена усыновления выступает как мера ответственности. Связано это, в первую очередь, с тем, что закон возлагает на усыновителей те же обязанности по воспитанию, которые лежат на родителях ребенка. Следовательно, если установлено виновное поведение усыновителей, нарушающих интересы детей, суд выносит решение об отмене усыновления. При этом не требуется выявление согласия ребенка на отмену усыновления. При этом в отличие от биологических родителей, усыновители не лишаются родительских прав, а в отношении них производится отмена усыновления, т.к. родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления.

Вторую группу оснований отмены усыновления составляют основании, существование которых суд определяет исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка (п. 2 ст. 141 СК РФ). Данные основания могут сложиться и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания и силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитании, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он сильно привязан и не может забыть их после усыновления, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии, и в указанных случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет[97].

Действующее российское семейное законодательство не предусматривает оснований для признания усыновления недействительным, в отличие от КоБС РСФСР (ст. 112)[98], поскольку суд не может участвовать в правонарушении. Необходимо подчеркнуть, что, как и во всех остальных правовых системах, усыновление может быть объявлено недействительным, если при его установлении имела место грубое нарушение законов. Суд вправе признать недействительным усыновление, произведенное в России с нарушением законодательных норм, например, когда судебное решение об установлении усыновления было основано на подложных документах, осуществленное до введения в действие СК РФ, если это отвечает интересам ребенка. На наш взгляд, представляется интересным сравнение подобной нормы права с законодательством Испании, где усыновление может быть объявлено недействительным, если при его установлении было нарушение закона, но даже в этом случае Гражданским кодексом устанавливаются некоторые ограничения: усыновление не может быть объявлено недействительным по истечении двух лет со дня его учреждения; усыновление не может быть объявлено недействительным, если это наносит серьезный ущерб усыновленному несовершеннолетнему[99].

Таким образом, даже в том случае, когда по закону, усыновление, может быть, признано недействительным, оно не будет аннулировано, если это идет в разрез с интересами несовершеннолетнего.

Обстоятельства, которые вызывают необходимость отмены усыновления в интересах ребенка, могут быть разнообразными, поэтому закон оправданно оставляет перечень данных обстоятельств открытым.

Усыновление может быть отменено, если суд придет к выводу, что возвращение ребенка его биологическим родителям соответствует его интересам[100].

Законодатель, в интересах усыновленных детей, значительно расширил круг лиц, обладающих правом требовать отмены усыновления. Право требовать отмены усыновления законом предоставлено (ст. 142 СК РФ): родителям ребенка; усыновителям ребенка; самому усыновленному ребенку, достигшему возраста четырнадцати лет; органу опеки и попечительства; а также прокурору.

В Семейном кодексе по определен круг лиц, к которым может быть предъявлено требование об отмене усыновления. Ответчиками по делам данной категории, как правило, являются усыновители, иск к которым предъявляется в суд по месту их жительства. В тех случаях, когда иск об отмене усыновления предъявлен родителями усыновленного, а данные об усыновителях им неизвестны, то требование об отмене усыновления предъявляется к органу опеки и попечительства по месту нахождения этого органа. Последний обязан известить об этом усыновителя, которого суд вправе привлечь к участию в деле независимо от его желания (ч. 1 п. 4 ст. 150 ГПК РФ)[101].

Родители ребенка вправе требовать отмены усыновления только в случае, если усыновление было произведено без их согласия или согласие было вынужденным. Наряду с этим, Л.М. Пчелинцева указывает, что «при предъявлении иска родителями речь в любом случае будет идти о несоответствии сложившихся в результате усыновления условий жизни ребенка и ею взаимоотношений с усыновителями интересам ребенка»[102]. К усыновителям не могут предъявляться иски родителей по мотивам ненадлежащего выполнения усыновителями добровольно принятых ими на себя родительских обязанностей. Такого рода требования могут предъявляться в суде только органами опеки и попечительства, либо прокурором.

Лица, расторгнувшие брак с матерью (отцом) усыновленного ребенка, обращаются в суд с просьбой об отмене. Такие требования, как правило, не подлежат удовлетворению: усыновитель принимает на себя обязанности перед усыновленным ребенком, а не перед его матерью (отцом); изменение его отношений с родителем усыновленного ребенка не может служить основанием для отмены усыновления. В данном случае отмена усыновления возможна лишь на общих основаниях, т.е. только при условии, что усыновление перестало отвечать интересам усыновленного ребенка. Обратиться с таким требованием вправе органы опеки и попечительства или прокурор, но не сам усыновитель.

Усыновленный ребенок, не достигший возраста 14 лет, не может самостоятельно обратиться в суд с требованием об отмене усыновления. О своем желании отменить усыновление усыновленный ребенок вправе сообщить органу опеки и попечительства или прокурору, если факт усыновления не является для ребенка тайной.

При предъявлении иска об отмене усыновления усыновителями ребенка ответчиком по делу является усыновленный ребенок, интересы которого в суде должен представлять орган опеки и попечительства, В ранее действовавшем законодательстве не было предусмотрено право усыновителя требовать отмены усыновления, это связывалось с тем, что права и обязанности усыновителей приравниваются к родительским, а родителям не предоставлено право отказываться от своих детей. Отношения, возникающие между усыновленным и усыновителем, все–таки существенно отличаются от родительских, и, если установить контакт между ребенком и усыновителем не удается, либо если с течением времени у ребенка обнаруживается серьезное наследственное заболевание, которое не оставляет никакой надежды на нормальное развитие ребенка, то усыновитель должен иметь право предъявить иск об отмене усыновления. Усыновление ребенка всегда связано с определенным риском. Сохранение усыновления и оставление такого больного ребенка в семье усыновителя почти всегда отвечает интересам ребенка, но нельзя совершенно не считаться и с интересами самого усыновителя. В противном случае, пренебрежение интересами усыновителя может побудить его к нарушениям интересов самого ребенка. Поэтому, при предоставлении убедительных доводов, подтверждающих, что дальнейшее совместное проживание усыновленного и усыновителя невыносимо, усыновление должно быть отменено[103].

В отношении ребенка, достигшего совершеннолетия, отмена усыновления не допускается. Это связано с тем, что после достижения совершеннолетия родительские права и обязанности прекращаются, и, следовательно, отпадает необходимость в отмене усыновления. Но бывают случаи, когда даже формальное существование родственных отношений между усыновленным и усыновителем в ряде случаев становится нежелательным для сторон. Необходимость в такой отмене может возникнуть, например, для восстановления правовой связи между усыновленным и его биологическими родителями, либо для вступления в брак усыновленного, достигшего совершеннолетия, и усыновителя. Закон не содержит запрет на брак между усыновителем и усыновленным после отмены усыновления, что является еще одним подтверждением нашего мнения о несоответствии правоотношений, порождаемых усыновлением, родительским правоотношениям. Для отмены усыновления в вышеперечисленных случаях необходимо взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав и не признаны судом недееспособными (ст. 144 СК РФ). Согласие усыновителей необходимо потому, что в противном случае может произойти существенное нарушение их интересов. Эти лица, воспитавшие ребенка, окажутся не в состоянии получить от него содержание в случае нуждаемости и нетрудоспособности. Согласие родителей требуется потому, что при отмене усыновления может быть восстановлена правовая связь между ними и ребенком.