Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование усыновления иностранными гражданами (стр. 17 из 23)

В первый год после усыновления обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 5 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания 7-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении[126].

Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Представление отчетов по истечении 3 лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей. Отчеты представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства. Представляемые отчеты должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства усыновителей либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Процесс международного усыновления в России достаточно сложный, и от того, насколько ответственно к нему подойдут все его участники, зависят судьбы российских детей[127]. Данный процесс является не только гарантом интересов несовершеннолетних детей, но и гарантом интересов государства, отдающего своих детей на усыновление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, усыновление иностранными гражданами российских детей призвано решить такую серьезную, в большей степени моральную проблему, как сиротство детей. Однако проконтролировать судьбу усыновленного, покинувшего Россию, практически невозможно. Можно только догадываться, насколько тяжело ребенку адаптироваться в условиях чужой страны. Кроме того, многие иностранные усыновители по истечении некоторого времени по разным причинам возвращают детей, не задумываясь о том, какой психологический удар они наносят ребёнку.

За последнее время 15 детей, усыновленных иностранными гражданами (из них 14 – гражданами США), погибли в результате жестокого обращения с ними приемных родителей.

Следует отметить, что иностранные усыновители для подбора ребенка и представления своих интересов в РФ пользуются услугами соответствующих иностранных организаций, которые должны быть аккредитованы в соответствии с законодательством России.

Теоретически посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается. Однако на территории Российской Федерации такая незаконная деятельность в некоторых случаях имеет место. Факты нарушения законодательства Российской Федерации зачастую выявляются в деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации представительствами иностранных организаций, получивших соответствующую аккредитацию.

Вопреки законодательству РФ большинство представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, взимают плату с иностранных граждан, желающих усыновить детей, за оказание посреднических услуг. Многие агентства продолжают свою деятельность на территории РФ по истечении сроков аккредитации. Кроме того, по данным Национального совета США по усыновлению во всех случаях убийств усыновленных детей – граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление, то есть дети попадали в американские семьи «нелегально», благодаря активности будущих родителей, организаций и людей, не имеющих официального разрешения на занятия такого рода деятельностью. В этом случае речь идет о независимом усыновлении.

Значительная часть иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, действует с нарушением правовых норм. Некоторые такие организации (агентства) все чаще пренебрегают установленными правилами в области международного усыновления, и таким образом нарушают права ребенка.

Несмотря на законодательное регулирование процесса усыновления, без внимания по-прежнему остаются вопросы привлечения к ответственности иностранных посредников, пассивности органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, коммерциализация и криминализация усыновления.

В указанных обстоятельствах представляется наиболее острой проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами, так как в настоящее время практически невозможно осуществлять эффективный контроль за положением усыновленных детей и принимать какие-либо меры по устранению нарушений. В то же время российские органы опеки и попечительства не в состоянии контролировать воспитание усыновленных иностранцами российских детей за рубежом, так как юрисдикция РФ заканчивается на границе. Консульские учреждения РФ также не обладают возможностями полноценного контроля за усыновленными детьми, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребенка возможно только в пределах консульского округа и в целом малоэффективно.

Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд следующих выводов.

Во-первых, анализ ключевых терминов в рамках института усыновления позволяет определить его, в кратком изложении, как юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Соответственно международное усыновление (удочерение) – это юридический акт, порождающий подобные правоотношения, осложненные иностранным элементом.

Во-вторых, институт международного усыновления регулируется многочисленными международным и внутригосударственными нормативными правовыми актами, однако по прежнему не ликвидировано множество правовых пробелов в этой сфере, порождающих многочисленные злоупотребления должностных лиц органов опеки и попечительства. В связи с этим необходимо установить в императивном порядке личное участие усыновителей во всех процедурах, начиная с момента обращения с просьбой о постановке на учет. Посредническая деятельность должна быть сведена к минимуму и осуществляться на стадии внесудебных процедур.

В-третьих, для справедливого обеспечения прав биологических родителей усыновляемого ребенка и его родственников важно осуществление ряда требований: привлечение биологических родителей или их родственников к процессу усыновления (при условии, что они живы и дееспособны) должно быть обязательным, а не факультативным; необходимо обязать опекунские органы предоставлять суду выписку из анкеты ребенка о совершеннолетних родственниках и документ, подтверждающий их отказ от его усыновления.