Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование усыновления иностранными гражданами (стр. 7 из 23)

Поскольку родительские права являются одновременно обязанностями по воспитанию детей, родители сами, по своему только желанию, не вправе передать ребенка кому-либо на усыновление. Указание о необходимости получить согласие родителей на усыновление их ребенка не означает предоставления родителям права распоряжаться по своему усмотрению принадлежащими им родительскими правами и передавать их другим лицам. По своей сути родительские права – это такие права, которых нельзя лишиться добровольно. Родительские права относятся к числу очень важных прав граждан, и они не только провозглашаются, но и реально гарантируются. Такая общая черта правового регулирования взаимоотношений родителей и детей отражается и на разрешении вопроса о соотношении интересов детей и родителей. Таким образом, согласие родителей не означает сложение ими с себя каких–либо обязательств, а лишь свидетельствует об отсутствии препятствий к усыновлению.

Юридическое значение согласия родителей состоит в том, что оно определяет правомерность усыновления, хотя непосредственно с одним только их согласием закон не связывает возникновение правоотношений по поводу усыновления. Такое согласие, полагаем, представляет собой правомочие на одностороннее волеизъявление – сделку, направленную на совершение не только юридических действий (согласие родителей должно быть выражено в заявлении – п. 1 ст. 129 СК РФ), но и фактических (сбор необходимых документов, получение информации от органов опеки и попечительства).

Вместе с тем ст. 130 СК РФ разрешает усыновление детей без согласия родителей, если они неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; более шести месяцев по неуважительной причине не проживали с ребенком, не принимали участия в его воспитании и содержании.

Если дети, имеющие родителей (родителя), находятся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей) (ст. 131 СК РФ), что не исключает необходимости получения согласия родителей. Отказ опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителей указанных выше учреждений дать согласие на усыновление, в отличие от отказа родителей, не препятствует положительному разрешению судом вопроса об усыновлении, если этого требуют интересы ребенка[68].

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей. Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и аналогичных организациях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных организаций.

Согласно ст. 127 СК РФ, усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные граждане РФ обоего пола. В то же время лица, не состоящие между собой в браке, не могут усыновить одного и того же ребенка. Эмансипированные несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, так как закон наделяет правом на усыновление только совершеннолетних граждан, то есть лиц, достигших 18 лет. Очевидно, за таким формальным требованием стоит препятствие в виде психологической незрелости несовершеннолетнего, учитываемое законодателем. При решении вопроса о получении согласия на усыновление ребенка мнение несовершеннолетнего родителя не может игнорироваться по сравнению с совершеннолетними родителями. В частности, согласно п. 2 ст. 62 СК РФ, несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка вправе самостоятельно осуществлять свои родительские права по достижении ими возраста 16 лет.

Законодатель устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть усыновителями:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) лишенные родительских прав или ограниченные в них судом;

3) отстраненные от обязанностей опекуна, попечителя, бывшего усыновителя (если опека, усыновление были отменены по их вине);

4) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, а также не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому прожиточный минимум, не имеют постоянного места жительства;

5) имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья.

Существенное практическое значение имеет разница в возрасте между усыновителем и усыновленным. В настоящее время она составляет не менее 16 лет (ст. 128 СК РФ), т.е. законодатель допускает возможность усыновления несовершеннолетними[69]. Принимая во внимание значимость последствий усыновления для усыновителя и усыновленного, логично предоставлять возможность усыновления только по достижении усыновителем 18-летнего возраста[70]. Поэтому предлагается изменить редакцию ст. 128 СК РФ в части увеличения разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком до 18 лет, а также установить предельный возраст усыновителя в 50 лет[71] (как по семейному кодексу республики Молдова). В исключительных случаях такая возрастная граница могла бы быть изменена судом по аналогии со ст. 13 СК РФ, предусматривающей снижение брачного возраста до 16 лет при наличии уважительных причин. Предложение о введении максимального возраста усыновителя обусловлено тем, что ухудшение демографической ситуации в России способствует резкому снижению продолжительности жизни граждан.

Рождаемость в России составляет 10,3 тыс. на 1 тыс. населения, а смертность – 16 тыс. на ту же тысячу. Каждый год мы теряем 750-800 тыс. человек. Для нормального воспроизводства необходимо, чтобы на одну женщину приходилось не полтора ребенка, а хотя бы два – два с половиной. По прогнозам Госкомстата РФ, к 2050 г. такая ситуация приведет к ежегодной убыли населения в размере 1,8%, увеличению доли населения пенсионного возраста с 20,5 до 34-35%, сокращению доли детей, подростков и людей трудоспособного возраста.

Основная цель усыновления заключается не только в принятии ребенка в семью на воспитание, где отношения носят бессрочный характер. Ребенка необходимо успеть вырастить, поставить на ноги. Поэтому свое предложение считаем целесообразным с практической точки зрения.

Возраст усыновителя должен быть таким, который позволил бы ему по своему состоянию здоровья, определенному социальному статусу, а также психологически, физиологически быть подготовленным к выполнению функций по воспитанию усыновленного ребенка.

К числу основных условий относится также согласие супруга усыновителя (133 СК РФ). При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами. Совместное усыновление супругами весьма желательно, так как при этом создается обстановка, в максимальной степени совпадающая с отношениями в семье между детьми и их биологическими родителями. Как считает И.М. Кузнецова, «нормальные условия жизни ребенка в семье не могут быть обеспечены, если супруг усыновителя возражает против усыновления»[72].

По общему правилу усыновление осуществляется лицами, состоящими в браке. Обычно при усыновлении имеется в виду принятие ребенка в полноценную семью, в которой у ребенка есть папа и мама, являющиеся супругами[73]. Думаю, что такого рода ограничение практически не оправдано, так как высок процент граждан, фактически проживающих одной семьей и не зарегистрировавших брак в установленном законом порядке, но вместе с тем желающих усыновить ребенка[74]. Большое практическое значение данного обстоятельства подтверждает и тот факт, что нижняя палата британского парламента проголосовала за закон, позволяющий парам, живущим в гражданском браке, усыновлять детей[75].

В связи с этим предлагается разрешать таким лицам усыновлять детей, но при установлении в суде следующих обстоятельств: отношения между этими лицами должны характеризоваться как семейные; длительность совместного проживания должна быть не менее пяти лет; наличие высокого уровня личных, нравственных качеств.

Последнее основание, как известно, закреплено в законе, а что касается пятилетнего срока совместного проживания потенциальных усыновителей, то такой срок не только свидетельствует о стабильности отношений между ними, но и является оптимальным для выполнения функций усыновителей.

В соответствии с п. 2 ст. 133 СК РФ согласие супруга на усыновление не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Таким образом, законодатель устанавливает ряд обстоятельств, при наличии которых супругу-усыновителю предоставлено право усыновить ребенка без согласия другого супруга. Но эта норма, на наш взгляд, нуждается в детализации, конкретизации условий. Закон указывает именно на отсутствие совместного проживания супругов (п. 2 ст. 133 СК РФ). Возникает вопрос: если усыновитель не возражает взять на себя родительские обязанности и участвовать в воспитании ребенка, но не собирается проживать вместе со своим супругом, то надо ли требовать согласия последнего? Ответ следует дать отрицательный. В данном случае возражение супруга усыновителя против усыновления не может отразиться на интересах ребенка, так как этот супруг совместно с ребенком проживать не будет и никакого участия в воспитании принимать не должен (на него не будет возложена забота о ребенке).