Такое условие как отсутствие установленных законом болезней у усыновителей, которые препятствуют усыновлению, закреплено в международных договорах и конкретизировано во внутреннем законодательстве государств. В Российской Федерации это Постановление Правительства «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»[76], которое указывает следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.
Как в РФ, представляется необходимым расширить перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний (напр., на Украине – стоящие на учете в психоневрологических диспансерах или лечащиеся в таких учреждениях), вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
Наличие названных общих условий определяет лишь возможность установления усыновления. Для того, чтобы правовое отношение с входящими в его содержание правами и обязанностями возникло, наличие одних этих условий недостаточно. В каждом конкретном случае определяется целесообразность усыновления к конкретному ребенку, а также наличие определенных условий, предусмотренных законодательством страны усыновителя
В России иностранные граждане в семейных правоотношениях пользуются так называемым национальным режимом, то есть им предоставляется тот же правовой режим, какой существует для российских граждан. Правда, это общее положение может иметь исключения. Так, усыновление ребенка – российского гражданина иностранцем допускается лишь при определенных условиях.
Условие, что на усыновление передаются только те дети, которых не представилось возможным передать в семьи усыновителей на родине, соблюдаются в соответствии со ст. 20, 21 Конвенции ООН о правах ребенка, закрепляющие положение о том, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, лишенного семейного окружения, возможно тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Наряду с этим основополагающим положением, касающегося регулирования международного усыновления, в Конвенции о правах ребенка закреплены три принципа:
- отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства, осуществляющее усыновление в соответствии с применимым законом и процедурами;
- необходимость обеспечения того, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении;
- недопущение того, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.
Эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин «иностранное усыновление», в целом созвучный термину «международное усыновление» (к сожалению, последняя Россией не была ратифицирована).
Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г., также предусматривает, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при соблюдении двух условий.
Первое – если ребенок не может быть передан на воспитание (помещен в семью) в своей стране.
Данное положение созвучно п.4 ст. 124 СК РФ, которая определяет, что ребенок усыновляется иностранными гражданами (лицами без гражданства) только в случаях:
а) когда его невозможно передать на воспитание в семью российских граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации. То есть здесь речь идет не только об усыновлении, но и об опеке (попечительстве), передаче в приемную семью, иных формах устройства детей;
б) если он не может быть усыновлен родственниками независимо от их гражданства и места жительства;
в) когда истекло шесть месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей[77].
Аналогичная позиция выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»[78]. Так, согласно п. 14 данного Постановления усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников.
Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 185-ФЗ[79] в п. 4 ст. 124 СК были внесены изменения, в соответствии с которыми сроки нахождения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях, по истечении которых они могут предоставляться иностранным гражданам, были увеличены с трех месяцев до шести.
Среди наиболее часто встречающихся случаев нарушения действующего законодательства об усыновлении является искажение сведений о детях в банке данных путем несвоевременного изменения этих данных. В частности, зачастую не снимаются диагнозы, поставленные в первые дни жизни, даже при излечении детей. Дети числятся с патологиями в физическом и психическом развитии, что отпугивает российских граждан, желающих взять детей на воспитание в свои семьи. Случается, что данные медицинского освидетельствования, проводимого при усыновлении, значительно отличаются от данных состояния здоровья, содержащихся в банке данных.
Вместе с тем в соответствии с Порядком предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 июля 2002 г. № 218[80], предоставление сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства для внесения в государственный банк данных о детях должно производиться не позднее десяти календарных дней со дня установления, изменения, уточнения или снятия диагноза у детей, оставшихся без попечения родителей, по мере их поступления, но не реже одного раза в год на каждого ребенка.
В соответствии со ст. 273 Гражданского процессуального кодекса РФ[81] заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Такими заинтересованными лицами вполне могут быть признаны родственники ребенка, сведения о которых также должны содержаться в анкете ребенка (подп. 9 п. 2 ст. 6 Федерального закона «О государственном банке данных о детях»[82]).
В п. 4 Постановления № 8 сказано, что, поскольку в соответствии со ст. 273 ГПК РФ в необходимых случаях к участию в деле могут быть привлечены родители ребенка, другие заинтересованные лица, в частности родственники ребенка, учреждение, в котором находится ребенок, и сам ребенок в возрасте от десяти до четырнадцати лет, при подготовке дела к судебному разбирательству судье следует решить вопрос о привлечении к участию в деле указанных лиц для того, чтобы дело об усыновлении было рассмотрено максимально в интересах ребенка.
Пункт 4 ст. 124 СК РФ содержит правило о том, что усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Таким образом, исключение делается только для родственников ребенка, которые имеют преимущества при его усыновлении независимо от того, где они проживают и гражданами какой страны являются.
Следует отметить, что количество российских граждан, желающих усыновить российских детей, не столь велико, тогда как количество детей, состоящих на учете в банке данных детей, подлежащих усыновлению, значительно больше. В связи с этим так называемое международное усыновление получило значительное распространение. Нередки случаи, когда иностранные усыновители берут детей, страдающих неизлечимыми заболеваниями, от которых российские граждане отказываются.