О судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало. Судебные функции осуществлялись, как правило, специальным чиновником. Жрецы участвовали в процессе только тогда, когда они принимали клятву свидетелей. Дело возбуждалось по частной инициативе потерпевшего, поэтому его речью начиналось обыкновенно и само судоговорение. В качестве доказательств выступают главным образом свидетельские показания. За лжесвидетельство - смертная казнь (если она грозила обвиняемому). В затруднительных случаях судьи прибегали к клятве перед статуями богов (Шамаша и Мардука). Судья не мог изменить уже вынесенное решение. Высшей судебной инстанцией был сам царь.
4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны, касты.
Самые первые центры с явными чертами урбанисти- ческой культуры и ранние протогосударственные обра- зования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н. э. Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н. э. по раскоп- кам в Хараппе и Махенджо-Даро. Благодаря историко-религиозному памятнику куль- туры - Ведам - можно понять, что племенам, ре- шившим переселиться на территорию Древней Ин- дии, пришлось вести борьбу с коренным населением. Устройство городских поселений говорит о высо- коразвитой материальной культуре, о высокой сте- пени организации административного управления. Появившись на территории Индии, индоарии посте- пенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг. Будучи изначально по характеру своей деятельно- сти кочевниками-скотоводами, расселившись по этой территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия. Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым целым, но с другой - уже знакомыми с имуществен- ным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиле- ние роли в обществе родовой и военной знати. Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы-брахма- ны (они были хранителями ритуально-культовой \У практики племени), вторая - правители-воена-чальники, или, как их еще можно назвать, аристо- краты-кшатрии. Со временем должность раджи ста- новится наследственным институтом власти. Правитель являлся главой аппарата админист- рации, функционирование которого обеспечивалось за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения. Остальная (большая) часть общества была пред- ставлена свободным, но незнатным населением. В основной своей массе это были ремесленники и крестьяне, рабы и представители завоеванного и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и пред- ставителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жреца- ми-брахманами, власть которых состояла в монопо- лии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии, непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители. Все это приводит к формированию кастового обществен- ного устройства. Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как ォварнаサ, что можно трактовать как ォвидサ или ォразрядサ. Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии офор- мились четыре основные варны. Из уст Пуруши-первочеловека, по преданию, воз- никла варна жрецов-брахманов, из его рук - вар- на кшатриев, из бедер - варна простых зем- ледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и наконец из ступней первочело- века возникает четвертая варна неимущих и непол- ноценных членов общества - варна шудр.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И АРМИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Царские земельные владения находились под не- посредственным управлением царя и его двора. Са- мой крупной административной единицей была про- винция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, наследуемых сыновьями царя, и погранич- ные провинции, управляемые другими членами царст- вующего дома. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ при помо- щи собственной дружины, используемой в качестве ап- парата принуждения. Менее крупной административ- ной единицей был округ, возглавляемый царским чиновником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход ォс горо- даサ. Существовало четыре вида сельских областей, со- стоящих из 800,400,200,10 селений и соответствую- щих им в органах местного управления управителей. В обязанности старосты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. Деревенские старосты вели краткую летопись событий, выпол- няли обязанности судей. Для делопроизводства при- менялись нормы обычного права, которое представ- ляло собой систему религиозно-правовых воззрений с их мифологическим обоснованием. Цивилизация Древней Индии относится к так на- зываемым речным цивилизациям. Для строения жиз- ненно важных ирригационных систем необходимо было организовать членов всей общины, используя по мере надобности право на легитимное примене- ние силы. Данный тип государственного устройства получил название восточной деспотии. Он характе- ризовался отсутствием частной собственности на землю, земля принадлежала государству, как и рабы. Основную массу производителей составляли свобод- ные общинники. Наиболее важные вопросы внутри- общинной жизни решались на общинных сходках. Высшей судебной инстанцией был суд, в кото- ром участвовал сам царь или замещающая его судеб- ная коллегия - (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, ォокруженного тремя судьямиサ. Специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли ォнадзор за ворамиサ. Обычное право носило наказательный характер, сами же наказания носили черты архаического общества, отличаясь крайней жестокостью. Армия как инструмент правящих кругов играла ог- ромную роль в государствах Древней Индии. Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемни- ков, воинов, поставляемых отдельными объединени- ями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Служба в армии была обус- ловлена кастовой системой индийского общества. Только кшатрии могли носить оружие. Другим ォдваж- ды рожденнымサ, брахманам, надлежало молиться. Итак, спецификой древнеиндийского строя был кастовый характер. Первой и высшей кастой были брахманы (жрецы). Второй кастой - кшатрии, чьим долгом было воевать. Царь принадлежал к касте кшат- риев. Третьей кастой были вайшьи - торговцы. И по- следней кастой были шудры - земледельцы. В систему индийского общества не включались так называемые неприкасаемые. Это были изгои без роду и племени. Они жили отдельно от всех осталь- ных каст и выполняли самую грязную работу. Система каст была застывшей: переход из одной касты в другую запрещался.
Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).
В период раннего средневековья варны, хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати), ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность.
Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.
5. Возникновение Афинского гос-ва. Путь Афин от аристократии к демократии – реформы Клисфена и Солона.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ГОСУДАРСТВА. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (АНТИЧНЫЙ ПОЛИС) Во II тыс. до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. На протяжении истории Древнего мира Эллада представляла собой множество городов-полисов. Конечно, с течением исторического времени один доминирующий полис сменял другой, но Древняя Греция никогда не была единым государством. Характерным отличием древнегреческого (и вооб- ще античного) рабовладения был его частный харак- тер. Рабы принадлежали их конкретному владельцу и никогда - государству в целом. Земельные ре- сурсы также находились в частной собственности. В Греции были все благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способ- ствовало быстрому становлению рыночного хозяй- ства и росту частной собственности. Природные условия повлияли на организацию го- сударственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, оказались существенным препятствием для полити- ческого объединения страны и делали невозможным и ненужным централизованное управление. Каждый полис имел свои естественные границы, которые в случае начала боевых действий имели стратеги- ческое значение. Так, естественные барьеры предопределили воз- никновение многочисленных, сравнительно неболь- ших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств — полисов. Насе- ление полиса включало от нескольких сотен до двух тысяч человек. Сначала это была родовая община, но со временем она становилась соседской. Географическая и политическая замкнутость поли- са при дальнейшем разделении труда делала его за- висимым от общегреческой и международной мор- ской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с други- ми полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создава- ли открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию. Несмотря на то что в каждом городе были свои правители, все греческие полисы считали себя эллинами и имели общий пантеон олимпийских богов. Античный полис представлял собой закрытое микрогосударство, выросшее на основе одной или нескольких соседских общин. СМ Простой народ уступил бразды правления прак- т" " тически во всех античных полисах родовой аристок- ратии - крупным земельным собственникам. Дальнейший процесс демократизации политиче- ской жизни в античных городах-государствах сопро- вождался обострением борьбы между аристократи- ей и народом (демосом). К VI-V вв. до н. э. на первый план среди несколь- ких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком соперничества в политической сфере этих двух по- лисов разворачивалась вся последующая история Древней Греции. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение. В Спарте земля находилась в государственной соб- ственности и рабы-илоты принадлежали не конкрет- ному частному лицу, а всему государству-полису. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В АФИНАХ Афины были главным городом Аттики - обчисти, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископае- мыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах. Государства еще нет. Племенем управляют народ- ное собрание, совет старейшин, вождь-базилевс. Американский историк Л. Г. Морган назвал этот строй военной демократией. Главным источником силы и богатства этого по- лиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превра- тился в экономический, торговый и культурный центр. У Афин был самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродава- ли полученные товары другим полисам. Афины - небольшое государство. Это то, что приня- то называть ォполисомサ - городом-государством. Граждане полиса представляли собой общину, основан- ную на совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами. Важным этапом в длительном процессе образова- ния государства в Афинах были реформы, связывае- мые по традиции с именем легендарного героя Те- сея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В ре- зультате синойкизма в Афинах был создан совет, управлявший делами всех четырех племен. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью. Знатные образовали сословие эвпатридов (ォблагородныхサ), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленни- ки - демиургов. Замещение всех важных должно- стей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание (ареонлаг), никем не выбираемое и никем не контролируемое. Ареопаг осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоявший из 9 старейшин - архонтов. Они избираются ареопа- гом сроком на год. Начиная с VI в. до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ре- меслом. Относительно высокий уровень производи- тельных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII—VI вв. до н. э., и особенно благоприят- ные природные условия самой Аттики способство- вали появлению значительного ремесленного и тор- гового населения. Мелкие собственники в решающий момент могли объединиться и сообща отстоять свои интересы, не подчиняясь давлению аристократов. На рубеже VII— VI вв. до н. э. перед полисом стояла серьезная проб- лема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попа- дали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин стано- вился рабом. Из пут долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. В перспективе наиболее слабой части по- лиса угрожала перспектива быть проданными. По- лис пожирал своих граждан. СОЛОН Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные. Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничто- жение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богат- ства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые бо- гатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и каз- начеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили гражда- не среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд. По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должност- ных лиц и проверяло их работу. В Собрании каж- дый имел право высказаться и каждый вопрос тща- тельно обсуждался. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участ- вовали все разряды свободного населения. В 509 г. до н. э. аристократ Клисфен иниции- рует реформы, которыми были ликвидированы старые племена. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделе- ние. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение остракизма (изгнание из государства как мера превентивного наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане). В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в ру- ках горожан-ремесленников, купцов. Землевладель- ческая ォравнинаサ была оттеснена на второй план. Помимо этого, страна была поделена на наимень- шие районы - емы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.