4. Обобщение практики расследования преступлений.
Необходимость данной формы выявления нарушений закона вытекает из требований, изложенных в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ. Обобщая практику расследования уголовных дел за определенный период или по отдельным категориям преступлений, прокурор может выявить типичные ошибки и нарушения закона, допускаемые органами дознания. Более того, таким путем иногда вскрываются нарушения закона, которые по тем или иным причинам вообще не были обнаружены при осуществлении надзора за расследованием конкретного дела.
Материалы обобщения прокурор использует для выработки мероприятий по улучшению качества расследования преступлений.
Выявив нарушения закона, прокурор обязан своевременно принять меры к их устранению. В этих целях прокурор использует следующие формы реализации своих полномочий.
1. Принимает процессуальное решение в форме вынесения мотивированного постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.
Необходимо отметить, что эта форма прокурорско-надзорного реагирования относится к основным полномочиям прокурора по реализации его обязанности осуществления уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Являясь новеллой, данная форма прокурорского реагирования призвана заменить работавший многие десятилетия в уголовном процессе СССР, а затем Российской Федерации процессуальный институт права прокурора на возбуждение уголовного дела и производство следственных и иных процессуальных действий по расследованию уголовных дел.
С позиции доктрины уголовного процесса и содержания действующего уголовно-процессуального законодательства такое постановление прокурора следует признавать в качестве повода к возбуждению головного дела[40].
В качестве поводов к возбуждению уголовного дела уголовно-процессуальным законодательством рассматриваются различные формы уведомления правоохранительных органов государства о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из источников, имеющих информацию о преступлении: заявление потерпевшего, его законного представителя или иного лица, являющегося очевидцем совершенного преступного деяния, заявляющим об этом преступлении; явка с повинной – сообщение лица о совершенном им преступлении; сообщение о совершенном или готовящимся преступлении, полученное из иных источников, к которым УПК РФ относит: рапорт должностного лица, правоохранительного органа, составившего его в связи с получением сообщения о свершенном преступлении[41].
Постановление прокурора в этом случае также является формой процессуального документа, фиксирующего юридический акт обнаружения признаков преступления, находящих свое закрепление в материалах прокурорской проверки.
Рассматриваемая форма прокурорского реагирования относится к числу полномочий прокурора, которые он вправе реализовать, осуществляя все надзорные и иные функции прокурорской деятельности. В тоже время, вынесение прокурором постановления с постановкой вопроса об уголовном преследовании должно применяться прокурором, прежде всего, в случае, если проверкой исполнения федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях установлено сокрытие преступления от учета.
2. Требует от органов дознания (руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания) устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Закон не регламентирует, в какой форме – письменной или устной – излагается данное требование прокурора. Структура и содержание требования прокурора об устранении допущенных нарушений закона устанавливается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Оно должно содержать конкретные факты нарушения федерального законодательства, в нем должны быть указаны должностные лица, допустившие нарушения. Мотивировка вынесения требования прокурора должна быть ясной, грамотной, аргументированной. В ней должны быть указаны нарушенные правовые предписания материального и процессуального федерального законодательства, с указанием последствий, которые наступили или могут наступить в результате допущенных нарушений (признание доказательств недопустимыми; постановка оправдательного приговора лицу, причастному к совершению преступления; незаконное возбуждение или привлечение к уголовной ответственности и т.д.), наконец, в требовании прокурора должны излагаться конкретные предложения начальнику органа дознания, начальнику подразделения дознания по устранению допущенного нарушения[42].
Следует иметь в виду, что письменные требования прокурора начальнику органа дознания, а также начальнику подразделения дознания являются для них обязательными к исполнению и обжалование ими требования прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает его исполнения.
3. Дает письменные указания дознавателю о направлении расследования и производства процессуальных действий.
Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.
Указания прокурора должны даваться в письменной форме (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) и быть четкими и конкретными. Письменные указания являются процессуальными документами и поэтому приобщатся к делу, а копии их хранятся в наблюдательном производстве.
Из материалов уголовного дела, по которым давались указания, с одной стороны, будет видно, являются ли указания прокурора обоснованными и достаточно продуманными, способствуют ли они решению задач, возложенных на органы дознания. С другой стороны, наличие письменных указаний прокурора в уголовном деле позволяет проверить, достаточно ли ответственно отнесся дознаватель к выполнению таких указаний, в полной ли мере он их выполнил, что поможет суду более четко уяснить, насколько полно, всесторонне и объективно было проведено предварительное расследовании. Более того, исполненное письменное поручение прокурора дознавателем поднимает авторитет и значение прокурорского надзора и в глазах участников уголовного судопроизводства – обвиняемых, потерпевших и т.д., которые, знакомясь с обвинительным актом, будут знать, что прокурор активно влиял на ход дознания, направляя его в сторону установления истины.
Следует иметь в виду, что дознаватель в соответствии с ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Указания начальника подразделения дознания могут обжаловаться им начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания. Вместе с тем, обжалование данных указаний начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение.
4. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора и дознавателя.
Прокурор вправе отменить незаконные или необоснованные постановления, вынесенные нижестоящим прокурором и дознавателем (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), данное полномочие вытекает из принципа единства и централизации организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Обеспечивая надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, прокуроры руководствуются установленной иерархией ведомственных уровней органов прокуратуры и органов дознания при распространении компетенции на объекты надзора нижестоящих прокуроров.
В связи с этим понятие «вышестоящий прокурор» может рассматриваться в двух вариантах. Первый вариант – это отношение соподчиненности внутри одного органа (структурное соподчинение), в котором процессуальными полномочиями наделены прокуроры – руководители и их заместители. Иные прокуроры в соответствии с ч. 5 ст. 37 УПК РФ этими полномочиями не наделены. Второй вариант соподчиненности – это соотношение вышестоящих и нижестоящих прокуратур и прокуроров в централизованной вертикали системы органов прокуратуры России, где компетенция вышестоящего органа прокуратуры (соответственно, компетенция прокурора и его заместителя) имеет приоритетное по юридической силе отношение к компетенции нижестоящего органа прокуратуры (соответственно к компетенции нижестоящего прокурора и его заместителя).
Во всех случаях, находящих свое выражение в обозначенных вариантах соподчинения, вышестоящий прокурор вправе отменить постановление нижестоящего прокурора, если будет установлено, что данное постановление, как акт правоприменения, вынесено с нарушением норм процессуального и материального законодательства.
При производстве предварительного расследования в форме дознания дознаватель совершает разнообразные процессуальные следственные и иные действия, в том числе выносит постановления, т.е. принимает соответствующие решения в границах материалов расследуемого уголовного дела. Постановление дознавателя должны быть законными и обоснованными. Несоблюдение этого требования влечет за собой нарушение законности и прав граждан, препятствует успешному расследованию преступлений. Постановления дознавателя, не соответствующие закону, не могут оставаться в силе, и прокурор обязан отменить их своим мотивированным постановлением.