Присяжный не вправе собирать сведения по делу вне судебного заседания (беседовать с очевидцами происшествия, работниками следственных органов, журналистами и другими лицами, обладающими какой-либо дополнительной информацией по делу), а также нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.
В случае неявки в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в размере до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
При нарушении присяжным заседателем своих обязанностей он может быть отстранен от дальнейшего рассмотрения дела и заменен запасным заседателем.
Статья 334 УПК РФ разграничивает полномочия судьи и присяжных заседателей при принятии ими окончательного решения по уголовному делу. Присяжные заседатели, будучи гражданами, не обладающими юридическими знаниями, не могут решать вопросы чисто правового характера, как-то: содержит ли деяние состав преступления, какое наказание должно быть назначено подсудимому, подлежит ли удовлетворению гражданский иск и др.
§3.Особенности судебного разбирательства с участием присяжных заседателей
Согласно ч. 1 ст. 339 УПК РФ по каждому из деяний, в совершении которых обвиняется подсудимый, присяжным ставятся три основных вопроса:
1) доказано ли, что деяние имело место; 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
В вопросном листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением вопросов, указанных в части первой ст. 339 УПК.
Постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, соединяющего три предыдущих вопроса, является предпочтительней, но тогда, когда обстоятельства дела несложны, защита не выдвинула большого количества альтернативных вопросов, кроме утверждения о невиновности, а также в тех случаях, когда все подсудимые полностью признали свою вину, и т.п.
Решение о постановке трех вопросов или одного обобщающего принимается судьей после выслушивания мнений сторон.[10]
Характер частных вопросов, которые могут ставиться после основного вопроса о виновности подсудимого, определяется по каждому делу с учетом позиций государственного обвинителя и защиты и результатов судебного следствия.
Поскольку по общим правилам уголовного судопроизводства разбирательство дела в суде производится только в отношении подсудимых, то постольку в вопросном листе недопустима постановка вопросов о виновности иных, кроме подсудимых, лиц. Кроме того, согласно ч. 5 ст. 339 УПК РФ перед присяжными заседателями не могут ставиться вопросы, требующие от них юридической квалификации статуса подсудимого, а также собственно юридической, то есть уголовно-правовой оценки при вынесении вердикта. Исходя из этого, недопустима постановка вопросов с использованием таких терминов, как убийство, совершенное с особой жестокостью; убийство, совершенное из хулиганских побуждений; убийство, совершенное в состоянии аффекта; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны; изнасилование, разбой и т.п.
Учитывая, что согласно п. 5 ч. 3 ст. 340 УПК РФ выводы присяжных заседателей не могут основываться на предположениях, перед ними не должны ставиться вопросы о вероятности виновности подсудимого в совершении деяния.
Если подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, образующих реальную совокупность, то вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения, должен ставиться применительно к каждому деянию, в совершении которого подсудимый может быть признан виновным.
В случаях, когда подсудимый обвиняется в совершении одного преступления, а также когда одно деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, содержит признаки нескольких преступлений (идеальная совокупность), перед присяжными заседателями должен ставиться один общий вопрос о снисхождении. Следует учитывать, что ст. 339 УПК РФ корреспондирует со ст. 333 УПК.
Стадия судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта, завершается напутственным словом председательствующего[11]. Напутственное слово председательствующего может быть изложено как в устной, так и в письменной форме.
Итогом является вынесение вердикта. Вердикт - это вынесенное коллегией присяжных заседателей решение о виновности или невиновности подсудимого[12]. Вердикт должен быть вынесен в отношении каждого подсудимого.
Если присяжные заседатели находились в совещательной комнате в течение трех и менее часов, но ответы на какие-либо из поставленных вопросов, в том числе о снисхождении, были приняты ими не единодушно, а в результате проведенного голосования, председательствующий судья должен обратить внимание присяжных заседателей на допущенное нарушение закона и предложить им вернуться в совещательную комнату для продолжения совещания.
Несоблюдение порядка совещания присяжных заседателей в части, касающейся времени, по истечении которого они могут приступить к формулированию в вопросном листе ответов, принятых большинством голосов в результате голосования, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Вердикт находит внешнее (формальное) выражение в заполненном присяжными вопросном листе, отражающем результаты голосования и принятые решения. Мотивы и основания принятых решений присяжными не указываются.
Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из трех вопросов, указанных в ч. 1 ст. 339 УПК, проголосовало большинство присяжных заседателей.
Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.
Ответы на другие вопросы определяются простым большинством голосов присяжных заседателей. Отсюда явно усматривается тенденция неких «привилегий» по вынесению оправдательного приговора - всего не менее 6 голосов присяжных из 12-ти голосов присяжных заседателей (не считая двух запасных присяжных заседателей)[13], тогда как за обвинительный приговор должно быть подано большинство голосов присяжных заседателей.
Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ, что является демократическим проявлением принципа того, что все сомнения толкуются в пользу подсудимого.
При вынесении вердикта «виновен», присяжные заседатели вправе изменить обвинение в сторону, благоприятную для подсудимого.
III. Проблемы и перспективы российского суда присяжных
История современного российского суда присяжных началась 16 июля 1993 г. с принятием Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР », УПК РСФСР, УК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». И уже почти 10 лет продолжаются дискуссии между сторонниками и противниками этого института. Учитывая, что в последнее время всерьез заговорили о повсеместном введении суда присяжных в РФ, нужно, по-видимому, признать поражение противников данной формы судопроизводства. Очевидно, победа сторонников суда присяжных была предрешена уже 12 декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ, закрепившая суд присяжных в качестве правовой реальности. Конечно, неправильно, что настоящее обсуждение этого сложного правового института началось только после его введения в девяти регионах и закрепления в Конституции.[14]
Вновь, как и в 1864 г., суд присяжных оказался плодом практически кулуарной деятельности довольно узкого круга юристов западнической ориентации. Тем не менее в сложившейся ситуации необходимо вести спор не о том, нужен ли России суд присяжных, а о том, как сгладить негативные последствия его введения, улучшить его деятельность, приспособить к реальным потребностям и возможностям российского общества. В настоящее время целесообразно анализировать перспективы отечественного суда присяжных и готовиться к решению проблем, которые прогнозируются в зависимости от того, по какому пути пойдет развитие данной формы судопроизводства.
Некоторыми юристами суд присяжных рассматривается как одна из форм реализации права на участие граждан в отправлении правосудия в соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ[15]: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Формы реализации этого права не оговариваются, а участие в суде присяжных в качестве такового соответственно не названо. Что касается суда присяжных, то в Конституции РФ говорится лишь о праве подсудимого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей[16].
Перейдем теперь непосредственно к вопросу о перспективах российского суда присяжных. Здесь необходимо выделить два аспекта: 1) качественные изменения в законодательстве о суде присяжных и 2) организационные перспективы, связанные с этой формой судопроизводства.