Наиболее существенной ошибкой законодателя в понятии предпринимательства, приведенном в Кодексе, следует считать отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминается в законодательстве Франции (статья 1 Французского торгового кодекса),[29] Германии (статья 1 Германского торгового уложения)[30] и ряда других стран. Русские дореволюционные авторы также выделяли намерение вести торговлю как промысел.
В качестве последнего признака предпринимательской деятельности законодатель в статье 2 Гражданского кодекса выделяет ее осуществление лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При смысловой верности этого признака он весьма неточно расположен юридико-технически. В результате буквального толкования упомянутой нормы выясняется, что осуществление самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, не является предпринимательством.
Кроме того, формулировка статьи 2 Кодекса противоречит пункту 4 статьи 23 Гражданского кодекса, где все же признается незаконной (без регистрации) деятельность по извлечению предпринимательской прибыли.
Упомянутую неточность достаточно легко исправить. Следует вынести требование о необходимости государственной регистрации предпринимателя за рамки легального определения предпринимательства.
Оценивая законодательное развитие понятия предпринимательской деятельности, хотелось бы отметить две тенденции.
Во-первых, конструкция легального определения совершенствуется, делаются попытки уточнить и нормативно отточить его элементы. Законодатель пошел по пути инкорпорации норм о предпринимательской деятельности в Гражданский кодекс и достиг определенных успехов.
Однако, во-вторых, становится все более ясной невозможность избежать теоретических противоречий такого подхода и в достаточной мере удовлетворить потребности правоприменения. Видимо, пришла пора подготовки отдельного нормативного акта (закона) о предпринимательской деятельности. Вот некоторые принципиальные подходы и моменты, на базе которых, с нашей точки зрения, должен формироваться такой закон.
Необходимо нормативное, четко проработанное разделение "простого ремесла" и систематической предпринимательской деятельности. Сейчас регистрация гражданина в качестве предпринимателя играет во многом скрытую роль выявления субъекта-налогоплательщика. Пожалуй, шагом вперед стал бы переход к подаче всеми гражданами один раз в год налоговых деклараций (с существенными штрафами за неуплату налогов), а проходить дополнительно регистрацию в качестве предпринимателя нужно будет только действительно "коммерсантам» - профессионалам.
Следует выделить круг сделок, которые всегда требуют статуса предпринимателя; а с другой стороны, ряд сделок, которые независимо от объема и систематичности не относятся к предпринимательским. Должное место надлежит занять признаку профессионализма в деятельности предпринимателя с его подробным легальным толкованием. Хотелось бы, чтобы юридико-технические недочеты, наблюдающаяся усеченность гражданского законодательства в вопросах предпринимательства были устранены проработанным специальным законом о предпринимательской деятельности, который позволит упростить приобретение статуса и деятельность предпринимателя, оптимизировать и удешевить государственное регулирование его деятельности и надзор за нею, что, несомненно, пойдет на пользу всему обществу и облегчит работу правоприменителя.
ГЛАВА III. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
§1. Понятие дееспособности физических лиц
Под гражданской дееспособностью физического лица (гражданина) понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 Гражданского кодекса).
Дееспособность предполагает осознанную и правильную оценку человеком совершаемых им действий, имеющих правовое значение, то есть это свойство субъекта гражданского права зависит от степени психической зрелости лица. Зрелость же психики зависит от возраста и психического здоровья человека, поэтому законодатель не может произвольно закрепить момент, с которого человек считается полностью дееспособным. Необходимо учитывать медицинские нормы психического созревания человека. Человек рождается не только физически беспомощным, но и психически незрелым. Разные возрастные категории людей при нормальном развитии имеют разный уровень зрелости психики. Вот почему дееспособность лиц разного возраста и состояния психики различна[31].
Дееспособность как единое понятие состоит из более простых элементов: способность человека самостоятельно осуществлять принадлежащие ему права, совершать сделки, приобретая тем самым новые права и возлагая на себя новые обязанности - сделкоспособность, и, наконец, способность нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями - деликтоспособность. Расчленение общего понятия дееспособности на отдельные элементы облегчает анализ процесса роста объема дееспособности по мере достижения человеком определенных возрастных границ[32].
При определении объема и структуры дееспособности различных граждан Гражданский кодекс Российской Федерации исходит из классификации их по возрасту. До 6 лет ребенок считается абсолютно недееспособным в силу незрелости психики.
Физических лиц от 6 до 14 лет Гражданский кодекс Российской Федерации характеризует как малолетних. Статья 28 Гражданского кодекса закрепляет так называемую дееспособность малолетних, которая состоит в способности самостоятельно совершать:
· мелкие бытовые сделки, то есть такие, которые направлены на удовлетворение повседневных потребностей человека, исполняются обычно при самом их совершении и незначительны по сумме;
· сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
· сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения[33].
Следовательно, в этих возрастных рамках гражданин обладает частичной сделкоспособностью и частичной способностью осуществлять гражданские права. Деликтоспособностью такие граждане не обладают, поскольку ответственность за вред, причиненный малолетними, несут их родители, усыновители или опекуны.
Дееспособность предполагает совершение осознанных действий, поэтому учитывается ряд факторов дееспособности:
1. Она зависит от возраста.
2. От состояния здоровья.
3. От некоторых моральных качеств.
Если правоспособность возникает с момента рождения, то полная дееспособность возникает у граждан по достижении 18-ти лет, и прекращается с момента смерти, если суд раньше не признает гражданина недееспособным. С 18-ти лет человек может совершать любые сделки, несет самостоятельную имущественную ответственность за все совершенные действия. Если лицо до достижения 18-ти лет вступает в брак, зарегистрированный в ЗАГСе, возраст дееспособности может опуститься до возраста, когда заключается брак. Если брак был расторгнут до достижения 18 лет, то сохраняется полная дееспособность, но в случае признания брака недействительным, по решению суда она может быть ограничена (статья 21 Гражданского кодекса). Полностью дееспособным также может стать подросток с 16 лет в силу эмансипации (статья 27 Гражданского кодекса). Такой подросток объявляется полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства, если согласны его родители, а если только один из родителей, то по решению суда. Основанием возникновения полной дееспособности в таком случае является то, что подросток должен работать по трудовому договору или с согласия родителей (попечителей) занимается предпринимательской деятельности. Родители не несут никакой ответственности за действия эмансипированного гражданина. Небольшое несоответствие: чтобы быть эмансипированным несовершеннолетнему нужно заниматься предпринимательской деятельностью, а чтобы заниматься такой деятельностью они должны иметь разрешение попечителей. Получается замкнутый круг.
Наиболее распространенная группа дееспособных это достигшие 18 лет.
Лица, достигшие 18 лет, а также несовершеннолетние супруги и эмансипированные обладают гражданской дееспособностью в полном объеме. На содержание дееспособности более не оказывают влияния возрастные факторы. Способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть подвержены изменениям, а то и вовсе не возникнуть либо быть утрачены вследствие заболевания, ведения расточительного образа жизни, злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами, а так же несостоятельности. Целям защиты имущественных и личных интересов как самого гражданина, так и его семьи служит признание гражданина недееспособным либо ограниченно дееспособным, причем как то, так и другое может быть только по суду и лишь при наличии предусмотренных законом условий[34].
Факт недееспособности гражданина подтверждается исключительно состоявшимся судебным решением, никакого другого документа, отметки в паспорте или иной общедоступной информации о недееспособности закон не предусматривает. Решение суда служит основанием для учреждения опеки над гражданином, признанным недееспособным. Назначают опекуна органы опеки и попечительства, так как недееспособный гражданин не может нести ответственность за свои действия, не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые; все сделки от его имени совершает его опекун, он же несет и ответственность за действия недееспособного. Закон устанавливает, что все сделки, совершаемые лицом, признанные судом недееспособным, недействительны (статья 171 Гражданского кодекса). Однако может оказаться, что совершенная недееспособным сделка не содержит никакой угрозы его интересам, а напротив, направлена к выгоде недееспособного. Но и в таком случае недостаточно, чтобы опекун одобрил сделку. Поскольку последующее одобрение не может восполнить установленную судебным актом недееспособность.