Коллективные договоры и соглашения не предусматривают дополнительных обязанностей работников, они могут содержать только права на получение дополнительных льгот и преимуществ.
Таким образом, работниками признаются физические лица, обладающие трудовой праводееспособностью, а для отдельных категорий работников специальной правосубъектностью. Физическое лицо может выступать и в роли работодателя, но лишь при осуществлении им предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Категория «работодатель» является одной из центральных в трудовом праве, практике его применения. Рассматривая данную дефиницию, следует учитывать, что в последнее время произошли определенные изменения в статусе работодателя, обусловленные рыночными условиями хозяйствования.
В настоящее время ряд федеральных законов, применительно к своим целям и задачам, дает свое определение термина «работодатель». Чаще оно раскрывается путем простого перечисления субъектов, которые могут выступать в качестве работодателя. Как правило, это юридические лица, организации, предприятия, учреждения и физические лица, заключившие трудовой договор с работником.
В условиях рыночной экономики практически невозможно законодательно перечислить всех субъектов, обладающих статусом работодателя в трудовых отношениях. В науке трудового права исследуемая дефиниция всегда находилась в центре внимания исследователей. До настоящего времени не выработано единого понимания термина «работодатель». На неточность экономического понимания этого термина обращал внимание Н.Г. Александров, писавший, что о «даче работы» можно говорить лишь в строго условном смысле, а именно в смысле предоставления возможности прилагать свою рабочую силу за вознаграждение к чужим средствам производства и трудиться в пользу собственника средств производства. Если же под работой понимать действующую способность к труду или продукты труда, то «работодателем» является не капиталист, а, напротив, работник. В связи с этим некоторые авторы предлагают вернуть в законодательство термин «наниматель», считая при этом, что данный термин четко отражает суть возникающих отношений и является универсальным, охватывающим большую часть субъектов, использующих чужой труд [13, c. 28]. Такой подход к определению субъекта, дающего работу или нанимающего на работу, встретил возражения в научной среде. С. Ю. Головина полагает, что работодатель как экономический термин обозначает того, кто предоставляет работу. «Наниматель» - это тот, кто нанимает на работу, покупает труд. Из этого ею делается вывод о том, что термин «работодатель» по объему шире понятия «наниматель», так как первый предоставляет работу и тому, кто поступает «по найму» (будучи целиком и полностью отчужден от средств производства), и тому, кто работает в данной организации, поскольку является учредителем (участником) хозяйственного общества. Семантика русского языка позволяет выстроить лингвистическо-правовую конструкцию из однокоренных слов, со стержневым словом «работа», по поводу которой вступают в правоотношения тот, кто ее предоставляет, - «работодатель», и тот, кто ее получает, - «работник». Последнего логичнее назвать «работополучателем». Но следует учитывать историческую традицию использования устоявшегося термина «работник» [17, c. 53]. Ряд авторов предлагают рассматривать в качестве работодателей лишь тех субъектов, которые указаны в законе [21, c. 59]. Другие считают, что под работодателем следует понимать физическое или юридическое лицо, использующее наемный, подчиненный ему труд [39, c. 100]. Предлагается использовать дополнительные признаки, при наличии которых можно говорить о том, что имеют место трудовые отношения и один из их обязательных участников – работодатель. Однако в качестве работодателя может выступать и организация, не имеющая статуса юридического лица, на что указывал Б.Ф. Хрусталев [56, c. 43].
В зарубежных странах понятие «работодатель» разработано более детально. Например, в Германии работодатель, который (например, является частным предпринимателем, юридическим лицом или наделен властными полномочиями или же возглавляет свою фирму и т.д.) по меньшей мере, предоставляет за соответствующую плату приемлемую работу и обладает директорскими полномочиями. Работодатель является партнером работонанимателя благодаря трудовым отношениям, он предъявляет высокие требования к выполняемой работе и служебному долгу работонанимателя и берет на себя обязательство выплачивать различного рода премии и пособия по социальному обеспечению [24, c. 61]. Как видно из этой дефиниции, работодатель определяется не путем перечисления субъектов, имеющих возможность стать таковым (как это имеет место в российском законодательстве), а посредством указания на его (работодателя) права и обязанности как стороны трудового отношения.
Рассмотрим традиционное представление о понятии «работодатель».
Юридические лица любой организационно-правовой формы в отличие от физических лиц, которые имеют двойной статус, всегда выступают в трудовых отношениях в качестве работодателя. В связи с этим основой их трудовой правосубъектности является работодательская правоспособность. Последняя заключается в их способности заключать с физическими лицами трудовые договоры (контракты) о выполнении работы по определенной трудовой функции (по одной или нескольким профессиям и должностям).
Работодателем признается юридическое или физическое лицо (в случаях когда оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), вступившее в трудовые отношения с работником и использующее его труд в своих интересах. Надо подчеркнуть, что только после вступления трудового договора в силу соответствующее физическое или юридическое лицо считается работодателем по отношению к конкретному работнику.
Конкретно содержание трудовой правосубъектности юридических лиц определяется их уставами, разрабатываемыми на основе норм не только гражданского, но и трудового законодательства (в первую очередь разделами устава, регламентирующими порядок управления деятельностью юридического лица).
Трудовая работодательская правосубъектность юридических лиц возникает, как правило, одновременно с гражданской правосубъектностью на основании акта государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным и может выступать как субъект трудового права.
Трудовой работодательской правосубъектностью могут обладать представительства и филиалы юридических лиц, являющихся их обособленными подразделениями. Они не являются юридическими лицами, но выполняют его определенные функции, действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений. Если по положению представительство или филиал наделены правом приема и увольнения работников и реализация этого права на основании доверенности предоставлена руководителю представительства, филиала, то они пользуются производной трудовой работодательской правосубъектностью и выступают в качестве работодателя в пределах предоставленных им юридическим лицом полномочий.
Иногда в научной и учебной литературе утверждается, что юридические лица (организации) всегда обладают специальной трудовой правосубъектностью [42, c. 73].
Это не вполне соответствует положениям гражданского законодательства, устанавливающего правовой статус юридических лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, причем коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом [28, c. 183].
Последнее означает, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, как правило, сами определяют набор видов деятельности, не запрещенных законом, и могут для их осуществления принимать работников соответствующих профессий. Поэтому их трудовая правосубъектность не может считаться специальной.
Несколько иное положение у государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий (уставах, учредительных договорах) должны быть определены предмет и цели их деятельности. Поэтому для них выбор видов деятельности ограничен рамками учредительных документов. Особенности правового положения большинства некоммерческих организаций (учреждения, общественные и религиозные объединения, потребительские кооперативы) определяются законами и иными нормативными актами.
Например, правовой статус такой категории учреждений, как образовательные, установлен Законом РФ «Об образовании». В соответствии с ним в федеральную компетенцию входит установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, определяющего в том числе их статус как субъектов трудового права, а также регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях.
Согласно данному Закону к компетенции образовательного учреждения относятся:
1) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
2) установление структуры управления, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
3) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами, а также надбавок и доплат к должностным окладам работников, порядка и размеров их премирования;