--------------------------------
<22> См.: Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004. С. 48.
Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, на ее территории проживают представители различных религий: православия, иных христианских течений, ислама, буддизма и других учений религиозной направленности. Только за период с 1990 по 2000 г. количество религиозных объединений, зарегистрированных на территории России, выросло с 16 до 65 наименований <23>. При этом отношение граждан нашей страны к религии неоднозначно. Так, например, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 25 - 26 августа и 1 - 2 сентября 2007 г. проводил опросы об отношении россиян к религии, оценке ее роли в современном обществе и взаимоотношении церкви и государства <24>. Данные опроса показали, что половина россиян верующие, в их числе 10% регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43% в церковь ходят только по праздникам и всех обрядов и ритуалов не исполняют. Треть респондентов (31%) допускает существование Бога, но мало интересуется церковной жизнью. Убежденные атеисты составляют 6% опрошенных, и 8% не задумываются на тему отношения к религии. Самая массовая религия в России - православие (75% опрошенных), 8% составляют мусульмане. К какому-либо другому вероисповеданию себя относят не более 1 - 2% респондентов. При этом люди тянутся к религии в первую очередь потому, что хотят приобщиться к национальной традиции; видят в вере нравственный идеал; хотят найти утешение в горе, жизненных трудностях (19 - 21% опрошенных).
--------------------------------
<23> См.: Григорьева Л.И. Новые религиозные движения и государство в современной России // Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия: Материалы семинаров, ноябрь - декабрь 2000 г., Москва / Под ред. А.В. Пчелинцева, Т.В. Томаевой. М., 2001. С. 90.
<24> См.: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8954.html?no_-cache=1&cHash=6c139e501c.
По данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), опубликованным по результатам опроса населения "Религиозная идентичность и воцерковленность" от 24 апреля 2008 г. <25>, 26% респондентов заявили, что не считают себя верующими людьми. Большинство опрошенных (59%) считают себя православными, 2% заявляют о принадлежности к другим христианским конфессиям, 6% - к исламу, 2% - к иным религиям, 5% затруднились назвать определенную конфессию. Включенность в церковную жизнь поддерживается сравнительно немногими: лишь 10% респондентов, называющих себя православными, ходят в храм не реже одного раза в месяц.
--------------------------------
<25> http://bd.fom.ru/report/map/d081623
На основании приведенных опросов можно сделать вывод, что большинство граждан России относятся к религии скорее интуитивно, во многом следуя религиозным традициям, сохранившимся в их семьях, чем осознанно. Вместе с тем религиозный фактор может играть значительную идеологическую и мировоззренческую роль в обществе (причем не всегда положительную), что необходимо учитывать как при разработке нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы вероисповедания, так и при определении государственной политики в отношении религии в целом.
По мнению ученых, нынешнее российское свободолюбие лишено твердых мировоззренческих оснований, оно представляет собой не более чем стихийный, эмоциональный протест против произвола и насилия <26>. Это можно объяснить тем, что в советское время государственная идеология во многом пыталась занять место религии в умах людей, из-за чего немало религиозно-нравственных ценностей было утрачено.
--------------------------------
<26> См.: Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. М., 2007. С. 7.
Проблема поиска общих мировоззренческих устоев для всего общества перекликается с вопросом о правомерности признания приоритета какого-либо вероисповедания перед другими религиозными течениями. В дореволюционной России этот вопрос решался однозначно: неравенство религий было провозглашено официально, православие пользовалось исключительным правом пропаганды своего учения, все остальные церкви были лишь "терпимы" <27>. Мнения об особой роли православия в жизни России распространены и в настоящее время. Так, например, В.В. Пущанский пишет: "Необходим нравственно-религиозный фундамент для дальнейшего развития Российского государства и общества. Российская Православная Церковь представляет собой тот общественный институт, который может помочь преодолеть пропасть между богатыми и бедными, народом и властителями, смягчить зависть и злобу в сердцах обнищавших духом людей" <28>. Издавая любой закон или указ, по мнению А.А. Куприянова, необходимо в полной мере учитывать правосознание народа, а оно имеет библейские корни <29>. Однако вряд ли правосознание всего российского народа имеет библейские корни. Уважая православие как религию подавляющего большинства населения страны и признавая его особую историческую роль в становлении и развитии российской государственности, юридически приоритетным по отношению к другим религиям его считать не следует.
--------------------------------
<27> См.: Гольст Г.Р. Религия и закон. М., 1975. С. 18.
<28> Пущанский В.В. Государство, общество и православная церковь в условиях российской ментальности // История государства и права. 2006. N 11. С. 8.
<29> Куприянов А.А. Библейские корни правосознания россиян // Библия и конституция: Сб. ст. М., 1998. С. 83.
Политика России состоит в признании равенства всех религиозных организаций при условии их регистрации и деятельности в установленном законом порядке, невмешательстве в дела государства. В статье 14 Конституции РФ прямо закреплено, что никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Принцип светскости государства поддерживается и на практике. Например, согласно решению Верховного Суда РФ от 22 декабря 2000 г. N ГКПИ00-1419 в удовлетворении жалобы о признании незаконным и отмене постановления ЦИК России о назначении даты дополнительных выборов (совпавшей с Днем Святой Троицы) отказано на том основании, что в России никакая религия не может быть установлена в качестве государственной. Поэтому никакие канонические правила не могут оказывать воздействия на деятельность органов государственной власти, в том числе при решении вопроса о назначении дня выборов, когда он выпадает на день религиозного праздника.
Попытки одной из религий занять главенствующее место могут привести к религиозному тоталитаризму, который чреват нарастанием межцивилизационных противоречий, глубоким социальным расслоением по признаку религиозной принадлежности. А.В. Пчелинцев отмечает, что именно осознание духовного, культурного и религиозного многообразия является основанием для национального единства всей многонациональной и многоконфессиональной страны <30>. Русская Православная Церковь при этом провозглашается одним из институтов гражданского общества, который "...рассматривает себя как частное явление в обществе и не может претендовать на всеобщность, зато получает полную независимость для отправления задач, возложенных на церковь Богом" <31>. Современная цивилизация, отмечает А.А. Красиков, немыслима без религиозного плюрализма - одновременного присутствия на одной и той же территории различных религий без какого-либо подчинения одних другим <32>. Вместе с тем из-за разницы в общественном весе неизбежно выстраивание определенной иерархии во взаимоотношениях с религиозными объединениями. Однако эта иерархия не должна нарушать принципа равноправия религий и вести к дискриминации граждан по религиозному признаку <33>. Для нормального развития федеративных начал в России необходимо учитывать различные мировоззренческие ориентации граждан <34>. При этом необходимо понимать, что сосуществование множества религий и религиозных культур не является препятствием для единения на основе общих базовых ценностей <35>.
--------------------------------
<30> См.: Пчелинцев А.В. Указ. соч. С. 11.
<31> Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России // Адвокат. 2007. N 9. С. 81.
<32> См.: Красиков А.А. Три источника и три составные части религиозного национал-глобализма // Религия и право. 2004. N 3. С. 7.
<33> См.: Верховский А. Власть и религия в современной России // Свободная мысль - XXI. 2004. N 4. С. 146.
<34> См.: Жосан Г. Русская православная церковь и современное государство: конституционно-правовой аспект // Религия и право. 2004. N 3. С. 20.
<35> См.: Ситников А.В. Православие и проблемы модернизации России // Религия и право. 2004. N 3. С. 16.
Последователи всех функционирующих в рамках закона религиозных течений равны в своих гражданских правах и свободах как граждане одной страны и как верующие. В условиях религиозного многообразия очень важно найти те правовые средства и механизмы, которые обеспечат и гарантируют мирное сосуществование представителей разных конфессий на территории нашей страны, не допустят проявлений религиозного экстремизма.
Ученые отмечают, что механизм государственной вероисповедной политики сегодня в целом характеризуется структурной раздробленностью и межведомственной разобщенностью подразделений, призванных представлять интересы государства в его отношениях с религиозными организациями <36>. В этой связи взаимоотношения государства и церкви должны строиться на следующих началах: отделение религиозных объединений от государства; равное отношение государства ко всем конфессиям; подчинение религиозных объединений предписаниям закона; недопустимость наделения религиозных объединений государственными полномочиями; невмешательство государства в дела церкви и церкви в дела государства; светскость государственного образования <37>. Взаимодействие властных структур и научных учреждений, так или иначе занимающихся вопросами религии, следует осуществлять на основе единой стратегической линии поведения, выработанной на базе демократических принципов гражданского общества и правового государства, международных норм.