Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).
Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.
Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.
Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме).
Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака-"сине ману" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - сине ману - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.
С течением времени именно браку сине ману было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более отмирали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.
Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.
Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.
Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.
После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатом по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.
Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.
Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.
Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицис. Первая стадия была строго формальной, вторая- характеризуется свободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым бесформальным, формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.
В результате 2-й Латинской войны и самнитских войн Рим уже в IV в. до н.э. подчинил себе сначала всю Среднюю Италию, а затем (к сер. III в. до н. э.) и Южную. При всем том Рим оставался тем, чем был - республикой, как и прежде аристократической.
Во главе Рима по-прежнему стояли центуриатные комиции и плебейские сходки, затем сенат. Из магистратур оставались, как и в прежние времена, консулы, преторы и народные трибуны. Все они избирались народными собраниями сроком на год и были ответственны за свои действия - по истечении срока полномочий. Держась принципа коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи же нескольких народных трибунов. Магистраты (начальники) по общему правилу не вмешивались один в дела другого, но за одним исключением: если, скажем, консул находил, что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить его своим "вето". Из этого следовало, что магистраты должны были советоваться между собой прежде чем решаться на сколько-нибудь важную меру (приказ).
Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовал войском.
Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (IV в. до н. э.), занимались, как мы уже видели, судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с III-II вв. до н.э. преторы станут толкователями права и его творцами. Каждый раз, вступая в должность, претор издавал эдикт, занесенный на побеленную доску, выставленную на Форуме. Эдиктами преторы объявляли о том, что они будут защищать из гражданских исков и что не получит защиты.
Благодаря преторам и в соответствии с велениями времени римский судебный процесс становится формулярным, то есть определяемым формулой претора, его волей, его отношением к рассматриваемому иску. Законы XII Таблиц, хоть и сохраняются как священный завет, отступают на задний план перед тем, что предписывает судье претор, в свою очередь опирающийся на веления "доброй совести" и "справедливости", то есть нравственные категории, которым придается значение авторитарного начала, корректирующего старое право с позиций диктуемых новыми правоотношениями.
Сентеции преторов и римских юристов с очевидностью обнаруживают стремление к приспособлению древнего, архаического права к экономическими, социальным, моральным, политическими требованиям поздней республики с ее все более развивающимися товарными отношениями, кредитом, договорным правом (обязательным) и т. д.
Отсюда идет то самое римское право, которому предстояла долгая жизнь в качестве непременного элемента европейской цивилизации.
Что касается народных (плебейских) трибунов, их задача заключалась первоначально в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времена, когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. В осуществление этой функции народный трибун был снабжен важным правом - налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Постепенно на должности плебейских трибунов стали претендовать патрицианские политики, вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могли входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.
Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров. Она состояла из 5 человек и избиралась на 5 лет.
Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе государства.
Наконец, нельзя не указать и на ту их функцию, которая заключалась в наблюдении за нравами. С тем, чтобы предупредить воинов-римлян против излишней роскоши, а тем более против безнравственных поступков. Идеология простого и честного образа жизни, которую воспитывали в римском юношестве, в немалой степени способствовала превращению Рима в огромной империи. Недаром многие римские авторы (а вслед за ними и многие позднейшие историки Рима) связывали с падением римской республики с разложением нравов, отказом от простого и честного образа жизни, переходом к стяжанию, накопительству, широкому образу жизни, пирам и роскошествам всякого рода. Этого объяснения еще недостаточно для убедительного суждения, но что с падением патриархальной нравственности, патриархальной старины наступило и политическое перерождение - в этом, как кажется не может быть сомнений. Остается, тем не менее, открытым вопрос о тех глубинных причинах, которые вызвали падение нравов, захватившее не только знать, но также и плебс, в том числе и "пролетариат".
Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников и его переводить в более низкие центурии.
Все указанные выше магистратуры были ординарными, обычными. Экстраординарной считалась единственно должность диктатора, назначаемого одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное диктатором, обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно; диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов.