Смекни!
smekni.com

Вещественные доказательство в гражданском процессе (стр. 3 из 6)

Во многих случаях не допускается возможность использования вещественных доказательств без фиксации их внешних признаков в письменных доказательствах. Например, в коммерческом акте, который составляется организацией железнодорожного транспорта для подтверждения порчи груза, обозначаются ведомости о пломбах, повреждения которых также фиксируется в акте как в письменном доказательстве.

К числу вещественных доказательств относят внешние черты людей, выступающих сторонами, свидетелями или не участвующих в процессе. Портретное сходство между ребёнком и предполагаемым родителем может быть доказательством по делу об установлении отцовства.

Новый ГПК РФ относит аудио- и видеозаписи к самостоятельным средствам доказывания. Вместе с тем это может быть лишь разновидность вещественных доказательств. Ведь документы, полученные с помощью компьютера, не образуют самостоятельное средство доказывания.

Однако аудио- и видеозапись не совсем подходят под определение вещественного доказательства. Аудио- и видеозаписи, дискеты – это действительно предметы, которые являются средством установления обстоятельств, значимых для дела. Но эти сведения получены из содержания названных предметов, а не из их внешнего вида. Например, по делу о разводе и разделе совместно нажитого имущества между супругами видеозапись свадьбы способна установить факт дарения вещей. Подобная запись имеет сходство с используемой при осмотре вещественного доказательства (строения и прочее), которое не может быть доставлено в суд. В этом случае она является средством фиксации вещественного доказательства (а видеозапись свадьбы – это фиксация объектов спора о разделе имущества). Различие в том, что видеозапись строения выполнена по процедуре, предусмотренной ГПК, что гарантирует ее достоверность и допустимость. Видеозапись свадьбы является неофициальным доказательством, ее достоверность может быть установлена в сопоставлении с другими доказательствами.[16]

Таким образом, видео-, аудиозапись могут быть официальным и неофициальным доказательством, от чего зависит их достоверность. Но к вещественным доказательствам, в соответствии с ГПК РФ, они не относятся.

Осмотр на месте трактуется как особая разновидность вещественных доказательств.

В работе В.К.Пучинского "Английский гражданский процесс" подчёркивается практическая необходимость разграничения письменных и вещественных доказательств в гражданском процессе Англии. В отдельных случаях порядок их представления подвергнут различному правовому режиму.

Использование производной информации относительно вещи не зависит от того, находится ли она у стороны, представляющей информацию, другого участника процесса или у постороннего лица.

Указанная сторона не обязана требовать, чтобы фактический владелец нужного для дела предмета выдал его для изучения. В этом существенное различие между вещественными доказательствами и документами. Установление с помощью производных доказательств содержания документа допустимо, лишь когда исчерпаны возможности получения оригинала. На вещественные доказательства такая норма не распространяется.[17]

Таким образом, из всего сказанного выше мы можем предложить свою классификацию вещественных доказательств, которая может быть ценна в практическом смысле.

Классифицировать вещественные доказательства можно следующим образом:

· прямые вещественные доказательства (это такие доказательства, содержание которых имеет непосредственную связь с доказываемым фактом).

· косвенные вещественные доказательства (доказательства, имеющие многозначную связь с доказываемым фактом, т.е. из содержания доказательства можно сделать несколько в равной степени вероятных выводов о наличии или отсутствии фактов, имеющих значение для дела).

·


Глава 2. Правила доказывания при помощи вещественных доказательств в гражданском процессе.

2.1 Собирание и представление вещественных доказательств в гражданском процессе.

При определении понятия собирания вещественных доказательств в гражданском процессе мы исходим из того, что содержание его составляют действия, направленные на обеспечение процесса необходимыми средствами познания.

К числу самостоятельных способов обеспечения процесса доказательственным материалом относятся представление доказательств заинтересованными лицами и истребование доказательств судом.

В действующем гражданском процессуальном законодательстве термин "представление вещественных доказательств" употребляется прежде всего применительно к деятельности заинтересованных лиц.

В процессуальной литературе высказывалось мнение о том, что представление вещественных доказательств является одним из способов их собирания. Так, по мнению Иванова О.В., представление вещественных доказательств состоит в указании заинтересованными лицами суду, какие фактические данные в подтверждение каких обстоятельств можно получить из определенного источника и где находится этот источник, в передаче письменных и вещественных доказательств суду в натуре.[18]

Калпин А.Г. полагает, что под представлением вещественных доказательств следует понимать действия участвующих и не участвующих в деле лиц, совершаемые по собственной инициативе.[19]

В ст. 57 ГПК РФ указывается, что "доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.[20]

Под собиранием вещественных доказательств большинством процессуалистов понимается обнаружение, получение (извлечение) фактических данных, содержащихся в предусмотренных законом источниках.

Суд имеет возможность применять различные формы собирания вещественных доказательств.

Урегулированными гражданско-процессуальным законом средствами собирания вещественных доказательств могут быть только судебные действия, например, осмотр вещественных доказательств.

К процессуальным способам собирания вещественных доказательств относится также и часто используемое судами средство – истребование вещественных доказательств.

Истребование вещественных доказательств осуществляется путем оформления официального, исходящего от суда или судьи запроса. Вещественные доказательства могут быть истребованы от любого субъекта гражданского процесса (за исключением самого суда, истребующего доказательство), и, кроме того, от лиц, до момента направления им запроса не вовлеченных в сферу гражданского судопроизводства. После оформления и направления в их адрес запроса на вещественное доказательство данные лица становятся субъектами гражданского процесса, так как у них появляется гражданско-процессуальная обязанность подчиниться требованию суда.

Лицо, ходатайствующее перед судом об истребовании вещественного доказательства, обозначает это доказательство в той мере, в какой это позволяет его обнаружить, а также обосновать то, что оно имеет значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.[21]

Суд не вправе давать поручение об истребовании от истца данных, подтверждающих обоснованность исковых требований, а также иных сведений, которые должны быть указаны в исковом заявлении (в прилагаемых к нему документах) в соответствии со ст. 131, 132 ГПК РФ.

Если вещественные доказательства могут быть представлены сторонами или по их просьбе истребованы судом, рассматривающим дело, то они не должны собираться в порядке судебного поручения.

Юков М.К. высказывает мнение о том, что в настоящее время нет необходимости обязывать суд искать доказательства, поскольку это успешно могут сделать сами заинтересованные лица Задачей суда является правильное разрешение возникшего спора, защита нарушенного или оспоренного права на основе тех материалов, которые у него имеются. В случае недостаточности доказательств суд должен "потребовать под угрозой неблагоприятных последствий от заинтересованных лиц представления соответствующих материалов".[22]

Основным аргументом автора, приводимым в обоснование предложения о пересмотре пределов активности суда, является утверждение о существующих в настоящее время возможностях любого лица обеспечить представление в суд необходимых доказательств. На наш взгляд, безусловность таких утверждений вызывает сомнение.

Получение заинтересованными лицами требуемых доказательств и представление их в суд первоначально связаны с определением фактического основания иска, то есть совокупности юридических фактов, с наличием или отсутствием которых закон связывает определенные правовые последствия, а также фактов, имеющих материально-правовое значение, лежащих в основании возражений против иска.