Теория насилия и марксистская теория
В теории насилия причину происхождения и основу политической власти и государства видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, победителей и побеждённых. Так же и в марксистской теории: существуют различные классы с их антагонистическими противоречиями, и эти классы непримиримы в борьбе между собой. Вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство, в котором власть выражает интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом.
В теории насилия победители стремятся с помощью насилия утвердить своё господство и образуют для этих целей государственную организацию. Возникает и аппарат принуждения для управления побеждёнными племенами. Те же самые догадки имеют место и в марксистской теории: государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания неимущих в повиновении и подавления их сопротивления. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем). Кроме того, эти две теории соприкасаются в следующем: для того, чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат.
Обе теории имеют под собой строго научные основы. В своих рассуждениях сторонники теории насилия опирались на известные исторические факты, когда многие государства появлялись именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства). Что касается марксистской теории, то в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать классовые антагонизмы.
Договорная и теологическая теории
Теологическая теория исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно же договорной теории, государство возникло в результате заключения общественного договора. Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства. Как полагал Руссо, который являлся сторонником договорной теории, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания. В теологической теории, напротив, освящение государственной власти божественным ореолом придаёт ей огромный авторитет и безусловную обязательность неограниченной власти монарха. Государственная власть считается вечной, незыблемой, а подчинение ей носит естественный характер.
Заключение
Все представленные выше теории можно условно разделить на 3 группы.
К первой группе относятся теории, не связанные с материалистическим пониманием истории. В неё входят: теологическая, патриархальная и договорная теории. Теологическая теория не является научной потому, что заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога. Основные положения патриархальной теории также опровергаются наукой, так как установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются. Что касается договорной теории, то, кроме чисто умозрительных заключений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, что десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур?
Вторая группа – это теории, стоящие на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. К этой группе относится психологическая теория происхождения государства и права. По мнению английского парламентского деятеля Э.Бёрка: «Государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Поэтому революция неправомерна. Реформа, основанная на началах национальной традиции, - вот правильный путь». Сторонники этого направления утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Оно не создается законодателем, который всего лишь фиксирует состояние народного духа. Право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка.
И, наконец, третья группа – это материалистические теории происхождения государства и права. Материализм, в объяснениях мироздания, исходит из первичности материи, реальности, не зависимой от мышления, а также из вторичности идеи. Материализм веками опирался только на природу, вселенную, объективную реальность, физическое бытие человека и окружающую его геосреду. В эту группу входят органическая, марксистская, гидравлическая и теория насилия. Эти теории наиболее правдоподобны, так как основываются на научных исследованиях и опираются на практический опыт.
Список литературы:
1. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С.
2. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/10023
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%F0%E8%E8_%EF%F0%EE%E8%F1%F5%EE%E6%E4%E5%ED%E8%FF_%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E0
5. http://enbv.narod.ru/text/pravo/theory/gos_i_pr/str/03.html