Смекни!
smekni.com

Тактика обыска по делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (стр. 4 из 13)

Для предварительного исследования обнаруженных при обыске веществ, похожих на наркотические средства, следователь может использовать различные наборы наркотестов: 1) капельные (например, типа "ЭАН", набор ООН); 2) аэрозольные (в аэрозольных баллончиках); 3) ампульные (например, комплекты тестов типа: "Политест", "NIC",

"Narcotest"). В частности, российский наркотест "Политест-1"позволяет определить: коноплю, гашиш, марихуану, маковую соломку, опий, морфин, героин, кокаин, кодеин, промедол, барбитураты, эфедрон, эфедрин, амфетамины (амфетамин, мескалин), лизергиновую кислоту и ее производные, промедол и др. (всего около 20 наркотических средств).

Готовятся к выпуску комплекты с расширенной гаммой детектируемых препаратов, предназначенных для выявления ряда новых синтетических наркотических средств, появившихся в последнее время на российских наркорынках.

Наряду с поиском наркотических средств следователю следует уделить внимание при обыске на возможность обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, средств взрывания, драгоценных металлов и камней и изделий из них, фальшивых денег и ценных бумаг.

Кроме вышеуказанных технических средств специального назначения следователь для поиска наркотиков при обысках часто применяет различные источники освещения (например, электрические фонари с новыми батареями, источники УФ), наборы отверток, зонды, зеркала, резиновые перчатки, пинцеты, скальпели, сумки и пакеты для изъятия и сохранения наркотических средств, измерительные приборы и инструменты (например, весы с разновесами, рулетки, метр, линейки и пр.), бланки для документирования данного следственного действия и др.

1.3 Тактические приемы обыска

Владельцы помещения, которое подлежит обыску, нередко под благовидным предлогом или без такового не впускают следователей и оперативных работников, используя это для уничтожения предметов и документов. Поэтому, чтобы максимально реализовать фактор внезапности, следователь должен заранее продумать все возможные способы для проникновения на объект обыска. При этом следователь должен исходить из предположения о том, что обыскиваемое лицо займет наиболее негативную позицию. Следственная практика выработала несколько типовых вариантов проникновения в помещение (жилище).[17]

Простым и в тоже время эффективным способом проникновения в помещение является использование для этого момента выхода или входа в него проживающих или работающих там лиц. Для этой же цели нередко используют знакомых и соседей владельцев помещения, обеспечив предварительно их лояльность.

Наиболее простой способ проникновения в жилище состоит в том, что оперативный работник, оказывающий содействие следователю, представляется пожарным инспектором, сотрудником горгаза, телефонной станции или электросети. Иногда применяются боле инициативные способы, когда члены следственной группы временно отключают освещение в квартире, трансляцию телепрограмм, скрытно ожидая выхода жильцов на лестничную площадку для замены предохранителей в электрощитах и последующего проникновения следственной группы в помещение (жилище). Часто проникновению в дом препятствует собакам, поэтому, если следователь на подготовительном этапе выяснил, что дом охраняет собака, он должен включить в следственную группу специалиста-кинолога.

В случае отказа открыть двери, несмотря на уговоры. Следует действовать решительно и быстро, а именно: представившись и объяснив цель прихода, быстро взломать запоры или даже саму дверь, используя приготовленный для этой цели специальный инструмент.[18]

Перед началом обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а при обыске в жилище – судебное решение о его проведении. Затем следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности. Которые могут иметь значение для уголовного дела. Однако добровольная выдача искомого не является препятствием для производства полномасштабного обыска. Содержащееся в ч.5 ст.182 УПК РФ указание о праве следователя не производить обыск в случае добровольной выдачи искомого не учитывает возможность создания обыскиваемым мнимо бесконфликтной ситуации для того, чтобы обмануть следователя и укрыть более важные и значимые вещественные доказательства, документы, ценности и другие объекты, о которых следователю не было известно.

При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, нарушаться целостность имущества.

В соответствии с законом следователь вправе запретить лицам, присутствующим по тем или иным причинам в месте производства обыска, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска. Во время проведения рассматриваемого следственного действия должно действовать тактическое правило: «всех впускать, никого не выпуска». Более того, за лицами, которые после окончания обыска покинули помещение, в зависимости от конкретной ситуации, может быть осуществлено наблюдение в соответствии с п.6 ст.6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», результаты которого могут иметь важное поисковое и доказательственное значение. При производстве обыска могут применяться различные методы, в частности:

1. Последовательность или выборочное обследование[19]

При последовательном обследовании следователь планомерно перемещается в определенном направлении, тщательно изучая каждый участок помещения или местности всеми находящимися на нем объектами; иными словами осуществляется сплошной поиск. При выборочном обследовании изучаются не все участки и объекты, а лишь те из них, где, по мнению следователя, наиболее вероятно хранение искомого, т.е. осуществляется выборочный поиск.

2. Групповой поиск (если группа состоит из двух человек) может быть совместным или раздельным: в первом случае оба участника идут рядом, одновременно осматривая каждый объект, во втором они перемещаются порознь и действуют самостоятельно. Совместный поиск надежнее, но требует более значительных затрат времени.

3. Параллельное или встречное обследование. При параллельном обследовании двое обыскивающих перемещаются параллельно друг другу вдоль противоположных стен или границ участка, постепенно приближаясь к центру; при встречном обследовании они движутся навстречу друг к другу.

4. Сравнение однородных объектов применяется, чтобы выявить различия в толщине стенок шкафов, глубине выдвижных ящиков сервантов и т.д. (в утолщенных стенках и под двойным дном ящиков могут находиться тайники). Путем сравнения выявляются также разница в окраске стен, состоянии растений на одной и той же грядке (увядшие растения могут указывать на то, что под ними что-то закопано), недавно забитые и потому не заржавевшие гвозди в досках пола и др.

5. Измерения также позволяют выявить несоответствия в толщине и объемах различных предметов, что указывает на наличие в них тайников.

6. Микрообыск[20]состоит в тщательном осмотре подозрительных мест и объектов с помощью лупы для выявления изменений, свидетельствующих, что в этом месте или объекте хранится искомое, и т.д.

В отношении присутствия на месте обыска лица, в помещении которого производится это следственное действие, в криминалистике сформулированы две тактические позиции.

Первая из этих позиций считает[21]желательным присутствие на месте обыска обвиняемого, подозреваемого или других лиц, в помещения которых производится рассматриваемое процессуальное действие, поскольку наблюдение за этими лицами позволит получить информацию о возможном нахождении тайников, укрытых искомых объектов. Находясь в состоянии сильного психического напряжения, вызванного угрозой разоблачения, у многих людей проявляются внешние признаки («улики поведения») стрессового состояния (потливость, тремор или, наоборот, сжатие пальцев рук, покраснение или бледность щек, излишняя суетливость, заикание, изменение частоты дыхания, истерические срывы и даже обмороки и т.д.). Кроме того, при выполнении требований первой тактической позиции можно эффективно применять метод «словесной разведки», который основан на тех же психологический правилах, что и вышерассмотренный метод наблюдения за обыскиваемыми. Различие состоит лишь в том, что следователь, не приближаясь к месту возможного сокрытиям искомых предметов, громко и уверенно отдает распоряжения своим помощникам о немедленном обследовании определенных мест, внимательно наблюдая при этом за реакцией лиц, у которых производится обыск.

Вторая тактическая позиция заключается в желательности удаления лица, у которого производится обыск, с места осуществления этого следственного действия. Предполагается, что при неудачном исходе обыска следователь в процессе последующего допроса удаленного с места обыска лица, эффективно маневрируя информацией, правильно применяя соответствующий арсенал тактико-психологических приемов, может создать впечатление об успешном результате обыска и получить необходимые сведения о месте нахождения искомых предметов, документов и ценностей.

Представляется, что обе эти позиции не должны противопоставляться друг другу, их необходимо применять в зависимости от конкретной тактико-поисковой ситуации, складывающейся перед началом обыска, в зависимости от имеющиеся информации. Кроме того, было бы весьма оптимальным параллельное применение комплекса тактических приемов, относящихся к обеим рассмотренным выше позициям. Например, удаление с места производства обыска главы семьи и психологическое наблюдение за другими членами семьи. В процессе производства обыска следователь должен учитывать две группы факторов, которые могут быть использованы лицами, у которых проводится исследуемое следственное действие – так называемые «факторы объективной недоступности» и «факторы субъективной недоступности».