- огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, средства взрывания и взрывные устройства (мины, гранаты и пр.);
- одежда сотрудников правоохранительных (МВД, ФСБ, прокуратура и др.) и правоприменительных (таможня, юстиция и др.) органов;
- наборы ключей, отмычек; подлинные или поддельные печати и штампы лечебных и фармацевтических учреждений, предприятий, врачей; орудия, инструменты для преодоления преград, взлома хранилищ (фомки, монтировки, портативные гидравлические ножницы, "болгарки" и пр.);
- поддельные денежные знаки и ценные бумаги, средства для их изготовления (краски, бумага, инструменты, реактивы, приспособления, печатающие устройства и пр.), соответствующая техническая литература.
В большинстве случаев, особенно когда обыск предстоит в помещении с множеством комнат, на участках со сложным рельефом или имеющих многочисленные постройки, или при производстве групповых обысков по одному уголовному делу, целесообразно предварительно разработать план его проведения. Данный план составляется на основании сведений, имеющихся в деле, полученных от органов дознания в результате проведенных последними оперативно-розыскных мероприятий, иных источников. Некоторые вопросы предстоящего обыска (например, число обыскивающих и соответственно количество понятых, число и требующиеся профессиональные знания специалистов, количество сотрудников физической защиты и их вооружение, необходимые технические средства поиска и фиксации, средства связи, транспортные единицы, способы и предлог проникновения на место обыска и др.) могут быть предвидены и разрешены заранее до его проведения.[32]
В плане проведения обыска целесообразно предусмотреть: а) время и место его проведения; б) состав следственно-оперативной группы; в) ориентировочно состав и количество понятых; г) ход этого следственного действия (подход к месту обыска, способ и предлог проникновения на это место; расстановка его участников, выполняемые ими действия и др.); д) тактические приемы обыска; е) используемые технические средства; ж) результаты обыска; з) фиксация хода и процесса обыска[33].
Составляя план данного следственного действия, следователь обычно определяет время проведения обыска, исходя не только из требований закона (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), но и его эффективности, целесообразности, необходимости.
Закон (ч. 3 ст. 164 УПК РФ) гласит, что производство обыска в ночное время (последним считается промежуток суток с 22.00 часов вечера до 6.00 утра следующего дня) не допускается. Однако этот же закон не исключает необходимости проведения этого следственного действия в случаях, не терпящих отлагательства. Поэтому следователь выбирает время производства обыска в зависимости от обстоятельств дела, складывающейся оперативно-следственной ситуации, выясняемой в процессе подготовительных мероприятий. Иногда внезапность обыска достигается, если это следственное действие проводить ранним утром, когда все члены семьи находятся на месте; иногда в начале рабочего дня, когда все сотрудники организации (предприятия, учреждения) находятся на рабочих местах; иногда поздним вечером, глубокой ночью (например,для поиска и задержания всех лиц, находящихся в притоне для потребления наркотиков, самого содержателя притона с поличным, чтобы не дать возможности обыскиваемому лицу уничтожить, перепрятать, перевезти, имеющиеся у него наркотические средства, документы, свидетельствующие о занятии преступной деятельностью).
Таким образом, время проведения обыска по делам о незаконном обороте наркотиков определяется каждый раз конкретно, исходя из целесообразности и эффективности этого следственного действия.
Участниками обыска по делам о незаконном обороте наркотиков, как и участниками проведения обысков по другим составам преступлений, являются не только обязательные лица (следователь, понятые; лицо, в помещении которого проводится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи) - ч. 11 ст. 182, ч. 1 ст. 170 УПК РФ, но и в ряде случаев факультативные, например защитник лица, в помещении которого производится обыск, - ч. 11 ст. 182 УПК РФ. Довольно часто в обыске по делам о незаконном обороте наркотиков принимают участие специалисты (ст. ст. 58, 168 УПК РФ), переводчик (ст. ст. 59, 169). Последнее связано с тем, что нередко данные преступления на территории России совершают иностранцы (нигерийцы, китайцы, вьетнамцы, представители Южной Америки, Таджикистана, Афганистана и других стран).
Нам представляется, что действующий ныне уголовно-процессуальный закон в отличие от УПК РСФСР 1960 г. допускает серьезные упущения. В частности, Законом не предусмотрено обязательное участие в обыске представителей администрации предприятий (учреждений, организаций), если обыск проводится в помещении или на территории соответствующей организации. Данное обстоятельство на практике приводит к оспариванию его результатов в суде. Законом также не предусмотрено участие в обыске представителей местных административных структур, когда в обыске по тем или иным причинам не участвует лицо, в помещении которого производится обыск,что отрицательно влияет на доказательственную базу, полученную при результативном обыске. Владелец помещения, руководитель государственного предприятия (учреждения, организации), частный предприниматель, в помещениях у которого проводится обыск, могут заявить в суде, что те или иные объекты (например, наркотические средства либо психотропные вещества), обнаруженные при обыске, были им подброшены их недругами.
Наконец, действующий УПК РФ в ряде случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 170, предоставляет следователю возможность проводить обыск даже без участия понятых. Мы полагаем правильным мнение В.П. Божьева[34] о том, что в данных случаях необходимо обеспечить участие представителя администрации организации, если обыск проводится в данной организации, или местной администрации (сельской, поселковой или жилищно-коммунальной службы), если речь идет об обыске у частного (а не юридического) лица.
Для оказания помощи при производстве обыска следователь привлекает сотрудников органов дознания. Последние, нередко по его поручению, самостоятельно проводят обыск по делам о незаконном обороте наркотических средств. В частности, в 11,3% случаев из 150 проведенных обысков по изученным нами уголовным делам это следственное действие проведено сотрудниками оперативных подразделений (уголовного розыска, БЭП органов внутренних дел, ФСКН). Результаты же проведенного опроса 152 оперативных работников показывают, что в 4,8% случаев последние проводили обыски по поручению следователя, а в 1,7% случаев - участвовали в них совместно со следователем. Личный же обыск почти всех задержанных по подозрению в незаконном обороте наркотиков выполняется либо сотрудниками оперативных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН, либо работниками
органов внутренних дел, проходящих службу в ППС, ГИБДД, ОМОН, СОБР, курсантами учебных заведений МВД, вневедомственной охраной, сотрудниками УИН Министерства юстиции РФ.
Сотрудники органов дознания не только сами проводят обыски по поручению следователя либо участвуют вместе со следователями в их производстве, но и их содействие необходимо для охраны места проведения обыска, обыскиваемых (либо членов их семей), в проникновении на место проведения обыска, наблюдения за поведением обыскиваемых и членов их семей в процессе данного следственного действия, обеспечения сохранности обнаруженных объектов, предупреждения попыток уничтожения или перепрятывания разыскиваемых объектов и т.д..
Следует заметить, что в последние годы в число участников следственно-оперативных групп, участвующих в обыске по делам о незаконном обороте наркотиков на значительных по площади и количеству различных помещений территориях, все чаще включают сотрудников подразделений физической защиты МВД (ОМОН, СОБР и др.), ФСБ, ФСКН и т.п. Сотрудники данных подразделений "привлекаются для участия в следственных действиях и иных мероприятий в случаях, когда есть реальная угроза активного, в том числе вооруженного сопротивления и неповиновения законным требованиям обыскивающих"[35]. Вместе с тем Генеральным прокурором РФ запрещено привлечение данных сотрудников для участия в том или ином следственном действии, если последние призваны оказывать только психологическое воздействие на лиц, у которых проводится обыск[36]. Поэтому возможность их привлечения к участию в проведении данного следственного действия должна определяться в каждом конкретном случае проведения обысков по делам о
незаконном обороте наркотиков исходя из реальной, а не гипотетической степени угрозы со стороны обыскиваемых лиц.
При проведении обысков по делам о незаконном обороте наркотических средств целесообразно участие специалистов: криминалистов и химиков. Первый может оказать помощь следователю в поиске тайников и иных мест хранения наркотических средств, следов рук на упаковочных материалах и иных предметов и других следов (например, микрообъектов), свидетельствующих о причастности обыскиваемых к хранению, сбыту, перевозке и пр. самих наркотиков и инструментов, посуды, приспособлений для их изготовления, переработки, отпуска и другим путем применения технических средств, фиксации мест обыска. В частности, по изученным нами уголовным делам специалист-криминалист принял участие только в 2,0% проведенных обысков. Причем в одном случае участие криминалиста выразилось только в фиксации процесса этого следственного действия путем фотосъемки.
Специалист в области химии либо фармакологии может оказать помощь следователю путем проведения экспресс-анализа обнаруженных объектов, отнесения их к наркотическим средствам; консультированием по поводу назначения обнаруженной при обыске специальной литературы, растворителей, прекурсоров, записей химических формул, протекающих реакций, инструментов, приборов, агрегатов, времени эксплуатации последних, объеме произведенных на них наркотических средств и пр.