В период, когда президентом США был Р. Никсон, в этой стране была предпринята попытка изучить всех детей и подростков и тех, кто по каким-либо признакам будет заподозрен в опасном состоянии, поместить в аналогичные центры привития социально приемлемых норм поведения. Лишь активные протесты ученых и общественности помешали этой акции[18].
В конце 60-х — начале 70-х гг. авторитет клинической криминологии был очень высок, на исследования клиницистов возлагались большие надежды. Вот какую оценку этого криминологического направления мы находим в документах ООН: "Методы надзора за правонарушителями и физического контроля над ними все более совершенствуются благодаря передовым достижениям электроники, быстрому развитию бихевиористских наук и открытию разнообразных психотропных лекарственных средств. Это создает новые возможности повышения эффективности полицейской и исправительной деятельности, о которых предыдущее поколение не могло и мечтать.[19]"
В 70-е гг. огромной популярностью пользовалась клиническая криминология, на базе которой возникли и были реализованы на практике так называемые подходы лечения преступников, "обращения", некарательного воздействия на них, дифференциации мер воздействия. Лидировали в этом направлении Франция и Италия, где криминологи клиницисты пользовались большим авторитетом и оказывали значительное влияние на формирование государственной политики реабилитации заключенных. Надежда на то, что ученым удастся найти способы превращения преступников в добропорядочных граждан, была настолько сильной, что практически ни одна европейская страна не осталась в стороне от соответствующих модификаций карательной судебной политики и пенитенциарной системы. И если во многих государствах достаточно осторожно относились к практике неопределенных приговоров и все повышающейся роли медиков в процессе определения сроков тюремного заключения, то значительная гуманизация карательной политики имела место практически во всех европейских странах. Штрафы, предостережения, условное осуждение и так называемое полузаключение (на выходные или на ночное время) стали практиковаться даже в скандинавских странах, которые всегда харатеризовались достаточным консерватизмом в области реформ пенитенциарной системы. Во Франции в результате пенитенциарной реформы, которая была проведена в августе 1985 г., существенно гуманизировались условия отбывания тюремного заключения. Во французских тюрьмах была организована социально-воспитательная служба. Заключенные получили возможность получать профессиональное образование, учиться в различных учебных заведениях и получать необходимую медицинскую помощь за пределами пенитенциарного учреждения без постоянного контроля со стороны тюремной администрации.[20]
[1] Филлипо Граматик. Принципы социальной защиты. 1961.
[2] Бениньо ди Туллио. Принципы клинической криминологии и судебная психиатрия. 1956.
[3] Пинатель Ж. Методология сравнительной криминологии. // Проблемы сравнительного правоведения. 1978.
[4] Пинатель Ж. Методология сравнительной криминологии. // Проблемы сравнительного правоведения. 1978.
[5] Карпов К. Л.«Общая психология», М.: Наука, 2005 г.
[6] Б. Скиннер Наука и человеческое поведение. 1953.
[7] Иншаков С.М. Зарубежная криминология. 1997.
[8] Чавкин С. Похитители разума: Психохирургия и контроль над деятельностью мозга. 1981.
[9] Иншаков С.М. Зарубежная криминология. 1997.
[10] Марк В. и Эрвин Ф. Насилие и мозг. 1973.
[11] Марк В. и Эрвин Ф. Насилие и мозг. 1973.
[12] Там же.
[13] Дельгадо Х. Мозг и сознание. 1971.
[14] Иншаков С.М. Зарубежная криминология. 1997.
[15] Чавкин С. Похитители разума: Психохирургия и контроль над деятельностью мозга. 1981.
[16] Чавкин С. Похитители разума: Психохирургия и контроль над деятельностью мозга. 1981.
[17] Найер А.Военные преступления. Геноцид. Террор. Борьба за правосудие. 2000
[18] Иншаков С.М. Зарубежная криминология. 1997.
[19] Там же.
[20] Иншаков С.М. Зарубежная криминология. 1997.