Таким образом, доказательства оцениваются только судом после того, как все дело было рассмотрено в судебном заседании и есть возможность оценить каждое доказательство отдельно, а также в совокупности с другими доказательствами. Субъект оценки - суд (судья); место и момент оценки - совещательная комната, вынесение решения; процессуальная форма оценки - мотивировочная часть судебного решения. Суждение суда об оценки доказательств имеет правовые последствия, оно вступает в силу вместе со всем решением и приобретает силу преюдиции . Оценивая доказательство, суд прежде всего определяет его достоверность, т.е. соответствие доказательства объективной действительности. Необходимо оценить источник доказательства, который может заслуживать доверия, а может и не заслуживать. Так, например, свидетель или эксперт, дающий показания по специальному научно-техническому вопросу, может не заслуживать доверия, так как при перекрёстном допросе выяснилась его некомпетентность в соответствующей отрасли знания[22]. Необходимо, далее, оценить сведения, которые были получены из соответствующего источника, сопоставить их с другими сведениями об этом же факте. Для оценки достоверности доказательства имеет значение степень заинтересованности лица, дающего показания. Родственные, дружеские или враждебные отношения могут отразиться на достоверности сведений, сообщаемых суду свидетелем, стороной или другим лицом. Судебное доказательство необходимо также оценить с точки зрения его силы и значения для дела, т.е. с точки зрения того, насколько данное доказательство само по себе или в совокупности с другими способно убедить в существовании искомых фактов.
В основе оценки судебных доказательств лежит внутреннее судейское убеждение. Убеждение суда, будучи свободным, одновременно обусловлено законом. Оно складывается постепенно, в результате познания судом всех обстоятельств дела, и фиксируется в установленных законом процессуальных формах. Оценка доказательств не может быть безотчётной и интуитивной, она должна быть мотивированной, а мотивы оценки должны найти отражение в письменном документе - судебном решении. Отвергая, например, доказательство ввиду его недостоверности, суд обязан объяснить своё суждение по этому вопросу. В противном случае лица, участвующие в деле, а также вышестоящий суд не могут знать, по каким основаниям суд принял одни доказательства и отверг другие[23]. Свобода суда в оценке доказательств и его независимость в решении вопросов факта и права обеспечивается следующим процессуальным правилом: “Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы” (ст. 56 ГПК). Любое доказательство независимо от его внешней авторитетности или неавторитетности суд может принять или отвергнуть, если объективное содержание доказательства соответствует фактическим обстоятельствам дела. Даже заключение эксперта необязательно для суда и оценивается им по общим правилам оценки всех доказательств (ст. 78 ГПК).
ГЛАВА III. СРЕДСТВА ДОКАЗЫВАНИЯ
Процессуальный закон рассматривает в качестве источников сведений о фактах следующие средства доказывания: объяснения сторон и третьих лиц, свидетельские показания, письменные доказательства, вещественные доказательства и заключения экспертов. Этот перечень исчерпывающий, других средств доказывания наш закон не знает. Подчиняясь общим правилам собирания, исследования и оценки доказательств, все виды средств доказывания одновременно обладают определённой спецификой с точки зрения, как всего содержания, так и процессуальной формы использования. Это обстоятельство требует самостоятельного исследования каждого из средств доказывания.
Объяснения сторон и третьих лиц. Право сторон давать объяснения по делу гарантируется и охраняется законом.
Решение подлежит отмене, если дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания (ст.308 ГПК РФ).
Объяснения истца, ответчика, а также участвующих в деле третьих лиц являются одним из видов личных доказательств, своеобразие которых заключается в том, что они даются суду лицами, заинтересованными в исходе дела[24]. В соответствии с действующим законодательством (ч.2 ст.49 ГПК РФ) объяснения сторон и третьих лиц признаются самостоятельными средствами доказывания, безотносительно к тому, содержат ли объяснения сторон признание фактов, отрицание их или какие-либо иные сведения о фактах.
Следует отметить, что именно объяснения сторон и третьих лиц суд заслушивает сразу же после доклада дела (ст.166 ГПК РФ).
Для того чтобы признать объяснения сторон доказательствами фактических обстоятельств, необходимо, во-первых, охарактеризовать стороны как источник доказательств, во-вторых, выяснить, какая часть из объяснений сторон может считаться доказательством. Сообщения сторон о фактах связаны с осуществлением обязанности по доказыванию, что и есть проявление принципа состязательности. Однако эта обязанность не обеспечена принудительной санкцией.
Необходимо отметить, что из разнообразных действий и суждений сторон и третьих лиц к средствам доказывания необходимо отнести только те, в которых стороны или третьи лица сообщают сведения о фактах, имеющих значение для установления спорных правоотношений по делу, т.е. средствами доказывания являются объяснения сторон в части, содержащей сведения о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Объяснения сторон и третьих лиц как средства доказывания в теории доказательств принято классифицировать на отдельные виды.
По способу доведения до суда сведений о фактах различают письменные и устные объяснения. В письменном виде объяснения сторон как доказательства содержатся в исковом заявлении, которое является необходимым процессуальным документом по каждому гражданскому делу[25].
По признаку юридической (процессуальной) заинтересованности объяснения сторон как средства доказывания делятся на утверждения и признания. Утверждениями называются сведения о фактах, которые соответствуют процессуальным интересам утверждающей стороны или третьего лица. Сведения стороны о фактах подтверждающего характера, доказывание которых лежит на другой стороне, основывающей на них свои требования или возражения, принято называть признанием фактов, т.е. признанием[26].
Различают признание иска в целом (исковых требований) и как доказательство (признание факта). Признавая факт, сторона тем самым сообщает суду сведения о том, что он имел или не имел место в действительности. Признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов. Однако, если у суда имеются сомнения в том, что не было ли признание сделано с целью скрыть действительные обстоятельства дела либо под влиянием обмана, насилия, угрозы или заблуждения, он не принимает признание. В этом случае признанные стороной факты подлежат доказыванию на общих основаниях (ч.2 ст.60 ГПК РФ).
Признание фактов классифицируют на: судебные и внесудебные. Если сторона признала существование определенных фактов в судебном заседании, такое признание называют судебным и это порождает последствия, предусмотренные ч.2 ст.60 ГПК РФ. Признание факта заносится в протокол судебного заседания, который подписывается стороной, признавшей факт. Принятие или непринятие признания факта оформляется определением суда. Если признание факта изложено в письменном заявлении стороны, оно должно быть приобщено к делу (ч.3 ст.60 ГПК РФ). Судебным признанием являются и письменные объяснения сторон в случае ее неявки в судебное заседание, адресованные суду и совершенные в предусмотренной законом процессуальной форме.
Внесудебным признанием называют сведения стороны о фактах, выраженные вне процесса, вне процессуальной формы. В процессе доказывания внесудебное признание будет играть роль доказательственного факта.
Различают простое и квалифицированное признание. Простое признание не содержит каких-либо оговорок или условий, в квалификационном признании содержится оговорка, частично парализующая признание. Так, ответчик, например, признаёт факт причинения вреда истцу, но ссылается на то, что он имел место в результате неосторожности самого потерпевшего. Лицо, сделавшее квалификационное признание, обязано доказать сделанную им оговорку.
Объяснения сторон и третьих лиц подлежат оценке наряду с другими доказательствами, собранными по делу (ст.56 ГПК РФ). При оценке доказательств необходимо учитывать, что дача объяснений – это право, а не обязанность сторон и третьих лиц, и, следовательно, в законодательстве не предусмотрены санкции за отказ от дачи объяснений, за дачу ложных объяснений. Это обстоятельство должно учитываться судом при оценке доказательств.
Показания свидетелей. Свидетелем может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу.
Свидетель – это лицо, вызываемое в суд для сообщения сведений о непосредственно им воспринятых или сообщенных ему фактах, имеющих значение для дела[27]. От других лиц, участвующих в деле, свидетеля отличают специфические признаки: а) свидетелями являются граждане, способные правильно воспринимать и воспроизводить события окружающего мира, при этом возраст законом не ограничен. Если суд признаёт необходимым, в качестве свидетелей могут быть допрошены дети, которые способны разумно воспринимать факты окружающей действительности; б) свидетели относятся к числу юридически незаинтересованных лиц. Неюридическая заинтересованность (родственные отношения, дружба, вражда, зависимость по службе и т.д.) не препятствует выступлению в качестве свидетеля; в) свидетелем является лицо, непосредственно воспринимающее обстоятельства дела.