Смекни!
smekni.com

Материальные блага (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
1. Виды объектов гражданских правоотношений……………………………...5
2. Имущество и вещи как основные виды материальных благ…………….....92.1. Понятие имущества……………………………………….………………....9
2.2. Понятие и оборотоспособность вещей………………………...……….…10
3. Деньги и ценные бумаги в системе материальных благ…………..………13
Заключение…………………………………………………………………….....23
Глоссарий………………………………………………………………….……..25
Список использованных источников……..…………………………...….…...27
Приложение А…………………………………………………………………...29

Введение

Идея материальных благ, став когда-то предметом научного анализа, получила признание в цивилистической науке. Одновременно она породила настолько серьезные теоретические разногласия, что оказалась по сути тупиковой. Когда вчитываешься в тексты научных статей, отдельных монографий, страницы учебников, посвященных понятию материальных благ, то нетрудно заметить этот неизбежно возникающий тупик, когда автор не может, сохраняя логику, «свести концы с концами».

В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть эту проблему, в связи с чем, проанализируем ее исторические корни, современные тенденции развития и, самое главное, влияние на законодателя в России.

Прежде всего, обратим внимание на общее определение конструкции материальных благ. Насколько оно удачно?

Наиболее распространенные дефиниции, предлагаемые в гражданско-правовой литературе, основаны на одном из трех подходов. Согласно первому, материальным благом является то, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. В соответствии со вторым – материальным благом признается то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение. Сторонники третьего подхода под материальными благами то, на что правомочие и обязанность оказывает или может оказать воздействие.

Вторым аспектом проблемы материальных благ является их конкретный перечень. По этому вопросу в литературе можно найти многочисленные точки зрения. К материальным благам были отнесены действительно самые разные явления жизни – от материальных вещей, имеющих физическую форму, до денег и ценных бумаг.

О.С. Иоффе, опираясь как на зарубежную, так и на советскую гражданско-правовую литературу, попытался систематизировать высказанные взгляды. В результате почти аксиомой нашей цивилистики стало выделение трех направлений. Первое получило название «множественности материальных благ». В соответствии с ним в качестве объектов прав выступают самые разнообразные явления не только внешнего, но и внутреннего мира человека, включая его самого. Второе направление основано на теории «единого объекта». Здесь в качестве объекта прав была выдвинута только определенная группа явлений, на которую распространяется действие предоставленных личности субъективных прав. К такого рода объектам одни авторы отнесли вещи, другие – человеческие действия. Третье направление объединяет авторов, выделяющих объекты первого рода – человеческие действия, на которые, прежде всего, направляются права, и второго рода – вещи, на которые эти действия распространяются уже впоследствии.

Целью настоящей работы является рассмотрение всего разнообразия материальных благ, как объектов гражданских прав.

1. Виды объектов гражданских правоотношений

К числу материальных благ как объектов гражданских правоотношений относятся вещи, а также результаты работ или услуг, имеющие материальную, вещественную форму (например, результат строительства или ремонта какого-либо материального объекта). В этом смысле материальным благом может являться не только вещь, но и деятельность по созданию или улучшению вещей, и даже деятельность по оказанию иных материальных услуг. Поэтому в данную группу объектов включаются и услуги, не сопровождающиеся созданием или изменением вещей, но создающие известный полезный эффект материального, хотя и не обязательно овеществленного характера (например, услуги по хранению вещей, перевозке пассажиров и багажа или услуги оздоровительного либо культурно-зрелищного характера). Все эти объекты объединяет их экономическая природа как товаров, объективно требующих для себя гражданско-правового оформления (режима)[1].

Вместе с тем следует различать вещи как имеющие товарную форму предметы материального мира (объекты вещных прав) и иные материальные блага, например работы, услуги, другие чужие действия, т.е. поведение обязанных лиц (объекты обязательственных прав). Ведь вклад в банке или пай (доля) в имуществе товарищества, общества или кооператива представляют собой не вещи, а возможности (права) требования определенного поведения от обязанных лиц. Поэтому по поводу таких материальных благ и складываются особые (обязательственные, либо членские, или корпоративные) правоотношения. Следовательно, такое «бестелесное имущество», как, например, обязательственные права требования или пользования, тоже является объектом гражданских прав.

К нематериальным благам относятся результаты творческой деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения и т.п.) и некоторые другие сходные с ними по своей природе объекты (объекты «промышленных прав» в виде промышленных образцов, товарных знаков, фирменных наименований и т.д., отдельные виды информации и т.п.), а также личные неимущественные блага, пользующиеся гражданско-правовой защитой. Нематериальные блага, за исключением личных неимущественных, также приобретают экономическую форму товаров, что и дает им возможность становиться объектами имущественного оборота (объекты исключительных прав).

Следовательно, экономическое понятие товара как объекта товарного (имущественного) оборота в гражданском праве воплощается не только в вещах, но и в иных, в том числе нематериальных, объектах. Категория товара в известном смысле может служить синонимом категории объекта гражданских правоотношений (объекта гражданских прав), если не учитывать в числе последних личные неимущественные блага. Иначе говоря, подавляющее большинство объектов гражданских прав выступает в форме товаров и в силу этого входит в понятие объектов гражданского (имущественного) оборота.

Таким образом, к объектам гражданских прав (правоотношений) относятся:

1) вещи и иное имущество, в том числе имущественные права;

2) действия (работы и услуги либо также их результаты как вещественного, так и неовеществленного характера);

3) нематериальные объекты товарного характера (результаты творческой деятельности и способы индивидуализации товаров и их производителей);

4) личные неимущественные блага (см. ст. 128 ГК).

Различный характер названных объектов гражданских правоотношений предполагает и различия в содержании самих правоотношений, возникающих по их поводу. Так, вещи являются объектами вещных прав, тогда как действия, а также имущественные права и обязанности могут быть объектами обязательственных либо корпоративных прав, но не вещных отношений. Результаты творческой деятельности, имеющие свойства товара, становятся объектами исключительных прав. Иначе говоря, определенным группам объектов гражданских прав соответствуют и различные разновидности гражданских правоотношений. С этой точки зрения следует различать объекты вещных, обязательственных, корпоративных (членских) и исключительных прав[2].

Такое разграничение имеет важное юридическое значение, ибо предопределяет различия в правовом режиме конкретных объектов. К сожалению, в практической деятельности нередко допускается необоснованное смешение различных правовых режимов. Так, акционеров иногда рассматривают как «собственников прав», выраженных акциями, либо даже как собственников имущества акционерного общества. Нередко пытаются осуществить «куплю-продажу» «бездокументарных ценных бумаг» (т.е. определенных прав требования, не закрепленных в документарной, вещественной форме) либо их «истребование» от неуправомоченного приобретателя, вместо того чтобы произвести возмездную уступку прав или предъявить требование о признании соответствующего права. Имели место попытки «аренды прав» на недвижимость (или сдачи в «аренду» места на бирже), под которой в действительности имелась в виду субаренда (или уступка права на время или под условием).

Смешение правового режима объектов вещных и иных (прежде всего обязательственных) прав у нас сейчас во многом объясняется влиянием англо-американских правовых представлений. В этом правопорядке принято различать «вещи во владении» (choses in posession), т.е. вещи, которыми можно физически обладать, и «вещи в требовании» (choses in action), т.е. различные права (что, в свою очередь, можно считать буквальным использованием понятия «нетелесные вещи» (res incorporates), известного римскому частному праву). Однако в европейской континентальной правовой системе режим вещей и режим прав четко различаются. Так, § 90 Гражданского кодекса Германии прямо указывает, что вещами могут быть только «телесные предметы»[3].

Кроме того, при таком подходе всякому объекту, имеющему экономические свойства товара, пытаются придать юридический режим вещи, объявляя его объектом вещного права (обычно права собственности). Вещи, безусловно, являются товаром в экономическом смысле, однако свойствами товара обладает гораздо более широкий круг объектов. Им, в частности, охватываются объекты так называемой интеллектуальной собственности, т.е. нематериальные, по сути, результаты творческой деятельности, а также средства индивидуализации товаров и их производителей (так называемые промышленные права, или «промышленная собственность»).