Объективная сторона состава преступления законодателем конструируется двояко. В одних случаях структура объективной стороны характеризуется только общественно опасным действием или бездействием. в других - общественно опасным действием или бездействием, общественно опасными последствиями и причинной связью между ними. Состав преступления, объективную сторону которого образуют не только общественно опасное действие или бездействие, но и наступившие последствия, принято называть материальным. Объективная сторона этих преступлений считается завершённой, когда наступили указанные в законе последствия.
Состав преступления, объективную сторону которого образует только общественно опасное действие или бездействие, вне зависимости от наступивших последствий, принято называть формальным. Именно таковым является состав преступления, описанный в ст.222 УК РФ.
Классификация составов преступлений на материальные и формальные представляет собой своеобразный приём законодательной техники, состоящей в том, что в одних случаях закон момент окончания преступления связывает с обязательным наступлением последствий, а в других - с самими фактом совершения общественно опасного действия или бездействия.
Попытка проанализировать последствия рассматриваемого преступления была предпринята В.П. Тихим. По его мнению, в связи с тем, что преступные последствия представляют собой общественно вредные изменения в объекте, последствиями преступлений против общественной безопасности, связанных с незаконным обращением с общеопасными предметами, являются определённые изменения в отношениях общественной безопасности, ущерб, им причиняемый, их известная деформация и дезорганизация, утрата обществом «управления» указанными предметами, снижение общей безопасности, а тем самым и создание реальной опасности причинения вреда указанными источниками. Того же мнения придерживается и Ю.И. Ляпунов: это последствие не поддаётся точному соизмерению в каком либо натуральном (числе, весе, и т.п.) или денежном выражении. Последствия имеют форму нарушения (изменения) состояния общественной безопасности. Другие авторы утверждают, что некоторые преступления против общественной безопасности сами по себе не причиняют вреда, а лишь создают опасность его причинения не являются общественно опасными, но входят в круг явлений (условий), могущих облегчить совершение преступлений. Опасность причинения вреда общеопасным источником, каковым являются предметы, перечисленные в ст. 222 УК РФ, является нарушением именно отношений общественной безопасности. Игнорирование этого обстоятельства искажает природу преступлений против общественной безопасности. Нарушение правил общественной безопасности, не создавшее реальной опасности причинения вреда, не может расцениваться как преступление или иное правонарушение против общественной безопасности.
Таким образом, при более глубоком и детальном анализе можно говорить о последствиях преступления, предусмотренного ст.222 УК РФ.
Наличие причинной связи, её особенности прослеживается при анализе опасности с точки зрения её непосредственности и опосредованности. При непосредственной опасности имеется прямая причинная связь, а при создании опосредованной опасности причинная связь будет носить опосредованный характер, так как отсутствует прямое физическое взаимодействие между деянием и последствием. Нарушение правил общественной безопасности является основной причиной нарушения общественной безопасности, если оно оказало существенное влияние на ход развития причинной связи. Если же такое влияние было несущественным и вред общественной безопасности не наступил, то отсутствует необходимая, юридически значимая причинная.
Конструируя объективную сторону конкретных составов преступлений, законодатель иногда помимо действий (бездействия) и последствий включает в качестве её структурных признаков такие, как способ, место, время, обстановка. Если эти признаки включены в диспозицию той или иной статьи уголовного закона, то они имеют значение при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности. В связи с разрушительными, поражающими свойствами общеопасных предметов обращение с ними должно осуществляться в соответствии с определёнными правилами безопасности. Такие правила можно классифицировать по двум группам.
Первая из них представляет необходимость получения соответствующего разрешения компетентных органов на обращение с наиболее опасными общеопасными предметами. Это - правила контролируемого обществом обращения с данными предметами.
Вторая группа правил безопасности обращения с общеопасными предметами более многочисленна. Здесь предусмотрены способы осторожного, предусмотрительного, бережного обращения с общеопасными предметами; указано, как необходимо обращаться с ними, чтобы избежать опасности причинения ими вреда. Поэтому вторая группа объединяет правила осторожного, предусмотрительного, бережного обращения с общеопасными предметами.В связи с данной классификацией действия, образующие объективную сторону ст. 222 УК РФ, есть форма выражения нарушения правил, вынесенных в первую группу.
Объективная сторона незаконного оборота оружия, основных его частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является характеристикой внешних признаков данного преступления. Специфика состава преступления, предусмотренного ст.222 УК РФ, нашла своё отражение, прежде всего, в объективной стороне: диспозиция представляет собой совокупность признаков, характеризующих объективную сторону. Разумеется, такая совокупность признаков не взята законодателем произвольно, поскольку она взаимосвязана с другими элементами состава и, прежде всего, с его объектом.
Диспозиция ст.222 УК РФ является альтернативной и включает в себя совершение в нарушение установленного Федеральным законом от 13 декабря 1996 года «Об оружии» разрешительно-лицензионного порядка оборота оружия одного из следующих действий: незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, т.е. деяние выражается в виде активного физического воздействия на перечисленные предметы. Диспозиция ст.222 УК РФ указывает, таким образом, признаки действий и содержит запрет на их совершение. Таковы фактические признаки действия. Социальное же их содержание заключается в том, что они нарушают отношения общественной безопасности, создавая возможность причинения вреда перечисленными предметами, а потому есть общественно опасные и объявляются противоправными. Поскольку эти незаконные действия тесно связаны между собой, продолжают и дополняют друг друга, то ответственность за эти действия предусмотрена в одной норме. Совершение любого из них образует оконченный состав преступления.
«Исследуемое преступление представляет собой нарушения, в основном, писаных правил безопасности и поэтому диспозиция его является бланкетной, уголовная противоправность перечисленных действий носит смешанный характер»[6]. Иначе говоря, они нарушают не только уголовно-правовую норму, но и нормы других отраслей права. Характер нарушения тех или иных правил безопасности может быть установлен правильно лишь с учётом соответствующих нормативных актов, в которых эти правила содержатся.
Анализ судебной практики показывает, что большинство осужденных признаны виновными одновременно в нескольких преступных действиях: хранении и ношении, изготовлении и хранении, изготовлении и ношении, изготовлении и сбыте оружия. Поэтому действия лица, которое незаконно приобрело, хранило; перевозило и носило боеприпасы, а затем пыталось их сбыть, квалифицируются по ч.1 ст.ст.222 УК РФ. В данном случае дополнительной квалификации по ч.3 ст.30, ч.1 ст.222 УК РФ не требуется.
2.3. Субъективная сторона и субъект преступлений
Впервые в отечественном уголовном законодательстве в качестве одного из признаков субъекта преступления как одного из условий уголовной ответственности в ст.19 УК РФ предусмотрено физическое лицо, т.е. человек. Ранее этот признак субъекта преступления не назывался, а подразумевался. Это физическое лицо должно быть ответственно за свои общественно опасные действия, совершённые им умышленно или по неосторожности. Данное обстоятельство позволяет в соответствии с основополагающими принципами уголовного права возлагать при установлении виновности лица персональную уголовную ответственность за свои осознанные и мотивированные преступные действия.
В число обязательных признаков субъекта преступления входит и установленный законом возраст, с которого лица, совершившие общественно опасные деяния, подлежат уголовной ответственности. По существу, возраст является необходимым признаком для признания лица, совершившим общественно опасное деяние, субъектом преступления и привлечения к уголовной ответственности.
Для наступления уголовной ответственности наряду с вышеуказанными признаками необходимо, чтобы лицо, совершившее общественно опасное деяние, осознавало характер и значение своих преступных действий и могло руководить ими в конкретной ситуации, т.е. было вменяемо.
Фактически общественно опасное деяние при определённых обстоятельствах может совершить любое лицо, но субъектом преступления может быть только обладающее признаками, установленными в законе, - вменяемостью и определённым возрастом (14 - 16 лет), с которого наступает уголовная ответственность.