Ложный круг, как софизм и ошибка, встречаются часто,— гораздо чаще, чем мы замечаем его.
Глава XXIII.
СОФИЗМЫ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Ложное обобщение.— Просеивание факторов.— Подтасовка фактов.— Подмена понятий.— “Бабий”, или “дамский” аргумент.— Навязанное следствие.— Многовопросие.
1. Софизмы непоследовательности или неправильного рассуждения, т. е. такие, в которых тезис “не вытекает” из доводов, встречаются тоже очень часто. В таких случаях иногда говорят: “отсюда (т. е. из довода) ничего еще не следует”; или “ваш довод ничего не доказывает” и т. п.— К сожалению, подробно анализировать такого рода софизмы на страницах этой книги неудобно. Для этого нужны некоторые предварительные знания из логики. Здесь возможно лишь провести из них некоторые, наиболее важные и легко понятные каждому.
Прежде всего надо упомянуть “ложное обобщение”. Человек приводит несколько примеров того, что такие-то лица или такие предметы обладают известным признаком и т. д., и без дальнейших рассуждений делает вывод, что все подобные лица и предметы обладают этим признаком. Вроде того, как Гоголевский герой видел, что все православные, каких он встречал, едят галушки, и отсюда сделал вывод, что все православные вообще едят галушки, а кто не ест их, тот не православный. Или Фекла из “Женитьбы” заметила, что все чиновники, выше титулярного советника, пьют, и приняла это за своего рода “закон природы”: “А пьет; не прекословлю, пьет. Что ж делать,— уж он титулярный советник!” — Так рассуждаем и мы очень часто”— конечно, в менее наивных формах. Все склонны смазывать под одну краску. Рабочий, - ну, значит, тупой и невежественный нахал или, наоборот, “борец за идеалы человечества”,— смотря по нашему мировоззрению и опыту. Видели нескольких дурных людей в числе членов какой-нибудь партии,— ну, значит, “все они таковы”. Если же к партии влечет сердце — то мы склонны видеть во всех ее членах “умных и честных людей”.
2. Этой склонности способствует сознательное или бессознательное просеивание фактов. Просеивает их наша память, приводя лишь те наблюдавшиеся нами факты, которые соответствуют нашему настроению или предвзятому мнению. Просеивают почти механически газеты. Газета печатает только то, что находит интересным, а интересуют ее только факты известного рода. Поэтому они попадают в печать, а противоположные не попадают, хотя бы их было несравнимо больше. Отсюда может получиться — и на практике получается постоянно — ложное, одностороннее представление о положении дел и ложные обобщения: для “поправок” надо хотя бы читать противоположные газеты и т. д., и т. д.— Когда такое просеивание фактов совершается сознательно, т. е. обращается в уловку, оно называется подтасовкой фактов.
Подтасовка фактов и ложные обобщения — одно из самых обычных орудий софиста.
3. Затем очень обычен софизм “подмена понятий”.
Дело в том, что в каждом доказательстве или в разных доводах, или в доводе и тезисе всегда повторяется какое-нибудь одно и то же понятие, самое меньшее — два раза. Без этого не было бы логической связи. Напр., дано доказательство: “все люди смертны, святые — люди, значит, святые смертны”. Здесь в обоих доводах встречается одно и то же понятие: люди, В первом доводе и в тезисе одно и то же понятие: смертны. Во втором доводе и тезисе — одно и то же понятие: святые. На этом тождестве понятий основывается вся логическая связь в данном доказательстве. Попробуйте заменить в одном из доводов понятие “люди” другим понятием” напр., “духи”, или в тезисе поставить вместо понятия “святые” другое понятие, напр., “епископы”. Логической связи не будет.
4. Вот за этим-то тождеством понятий, встречающихся в различных местах доказательства, и надо следить особенно зорко. Иначе получится ошибка — подмена понятия или, как часто говорится, “подмена термина” в доказательстве. Впасть в нее очень нетрудно, особенно благодаря неточности нашей обычной речи. Одно и то же понятие сплошь и рядом выражают разными словами. Поэтому иногда нелегко сразу сообразить, точно ли пред нами одно понятие в разных словах, а не два разных понятия. Еще более предательская особенность речи та, что одно и то же слово обозначает часто несколько разных понятий. Об этом мы уже говорили выше (стр. 33).— Тут иногда и сам не остережешься и в одном месте доказательства употребишь слово в одном смысле, а в другом месте — придашь иной смысл. Особенно если доказательство длинное, а слово по смыслу не совсем ясно. Еще легче сделать такую ошибку в споре, когда наш. противник употребляет слово в одном смысле, мы же — в другом. Это бывает очень часто. Напр.. если кто-нибудь в споре упоминает слова Ап. Павла: “Любовь есть совокупность всех совершенств”, а другой с ним соглашается, это еще не значит, что они думают одно и то же. На русском языке слово “любовь” имеет особенно много значений. Любить можно Бога и картофель, невесту и старый халат, ближнего и “холодную ванну”. Сдается, что в такую ошибку “подмены понятий” впадает, напр., Дон-Жуан Алексея Толстого. Стоит сопоставить его слова:
Когда любовь Есть ложь, то все понятия и чувства, Которые она в себе вмещает.' Честь, совесть, состраданье, дружба, верность, Религия, законов уваженье, Привязанность к отечеству — все ложь! Религия! Не на любви ль ее Основано высокое начало и т. д.
с поводом к ним — любовью к донне Анне:
Все было ложь. Я обнимал лишь призрак От женщины, которую любил я...
...Но отчего ж записка донны Анны Мне душу так волнует глубоко? Встают опять чудесные виденья И манят снова призраки любви.
Немудрено, что такая подмена понятий привела Жуана к тому, что он
В ярости поклялся Любви не верить, ничему не верить.
Софист пользуется такой подменой понятий очень часто. Это одно из самых удобных средств морочить людей. Так как большинство из них
не привыкло разбираться в “тонкостях” слов и выражений, то лучше принимать заранее меры против этого опасного софизма: а) стараться одно и то же понятие выражать одними и теми же словами и где противник этого не делает, самому делать за него, как бы повторяя на свой лад его фразу; б) каждое слово, имеющее несколько значений, стараться заменить или другим словом, более определенным по смыслу, или целым точным выражением. Иногда можно ограничиться дополнением слова какими-нибудь оговорками, напр., слово “любовь” заменить более точным выражением: “любовь к Богу”, “к ближним”, “к женщине” и т. п.
5. Из других софизмов непоследовательности надо упомянуть здесь прежде всего распространенный и часто довольно курьезный софизм, который можно, пожалуй, назвать “бабьим” или, вежливее,— “дамским аргументом”. Он в ходу и у мужчин, да еще как; но в женских устах он, в общем, получает почему-то особый блеск и рельефность.
Суть его вот в чем. По многим вопросам возможно, мыслимо не одно, не два, а несколько, много решений, несколько предположений и т. д. Некоторые из них противоположны друг другу. По здравому смыслу и по требованиям логики надо учитывать все их. Но софист поступает наоборот. Желая, напр., защитить свое мнение, он выбирает самое крайнее и самое нелепое противоположное из других мыслимых решений вопроса и противопоставляет своему мнению. Вместе с тем он предлагает нам сделать выбор: или признать эту нелепость, или принять его мысль.— Чем ярче контраст между нелепостью и защищаемым им мнением, тем лучше. Все остальные возможные решения намеренно замалчиваются.
Вот пример из жизни: А.— Что ты так сухо обошлась с ним. Он, бедный, чувствовал себя у нас очень неловко.
Б.— А как же мне с ним прикажешь обращаться? Поместить в угол вместо образов и молиться? Есть тысячи способов обращаться с людьми помимо этих двух. Но Б. выбрала для контраста самый нелепый из мыслимых нелепых способов.— Или вот другой пример — из “серьезных” споров. Настолько “серьезных”, что тут бабий аргумент смешан с палочным. Спорят мужчины.
А. По моему мнению, теперешний состав правительства совершенно не пригоден для управления страной.
В. Что же, значит, по вашему мнению, надо опять вернуть Николая и Распутина.
6. Не менее часто встречается другой родственный софизм: навязанное следствие. Чаще всего он имеет внешнюю форму так называемого приведения к нелепости.
Известно, что один из приемов опровержения неправильной мысли состоит в том, что мы рассматриваем ее следствия. Если следствия, которые из нее необходимо вытекают, ложны или прямо нелепы, значит, ошибочна и сама мысль, из которой они следуют. Софист же, искажая этот прием, нередко старается навязать мысли нелепое следствие, которое вовсе из нее не вытекает. Вот самый простой пример (из “житейского спора”).
А. Я думаю, что тот же самый упрек (о горячности в споре) можно возвратить и тебе. Повторю слова Иисуса Христа: “врачу, исцелися сам”.
Б. О Боже мой! Он делает себя равным Иисусу Христу! и т. д., и т. д.
Или другой случай (тоже из “житейского спора”, из жизни).
Б. Ах, как я устала! В. Но ведь сегодня же вам не пришлось много работать. Занавеси приделала X. За покупками ходила Ф.