Для более эффективного инновационного развития регионов, вероятно, необходимо разработать специальные механизмы трансферта научно-технических разработок в серийное производство. В большинстве случаев это сопряжено со специальными маркетинговыми мероприятиями, связанными с определением цены разработок и объемов ожидаемого спроса на предполагаемую к выпуску продукцию.
Ввиду того, что на данный момент в неявном виде используются отдельные элементы стратегического планирования в решении проблем развития регионов, в ряде регионов помимо программно-целевого метода, параллельно с реализацией программы, разрабатываются законодательные и нормативные акты, способствующие решению проблем регионального развития силами внешних заинтересованных лиц. Во многом эффективность таких законопроектов определяется как четкостью изложения механизмов регулирования взаимодействия субъектов, так и определением реальных, а не декларируемых, целей нормативного акта. Зачастую в управлении регионом не происходят структурно-функциональные изменения, соответствующие условиям поддержки и оптимального применения принятых нормативных актов.
Отмечая, что использование программно-целевого метода охватывает по своим объемам от 5 до 30% бюджета (и, соответственно экономики) региона, в большинстве случаев, мы сталкиваемся с тем, что регион, в ходе реализации программы социально-экономического развития, показывает в целом устойчивый рост, значительно опережающий по темпам рост регионов, в которых не реализуются программы социально-экономического развития. Проведя анализ ситуации, мы убедились в том, что аппарат управления регионом, освоив программно-целевой метод, в решении проблем развития региона, обозначенных в программе, использует данный метод для эффективного решения и других проблем развития региона. В ходе разработки программы удается сформулировать перечень проблем региона и провести его структуризацию с целью выявления приоритетов развития. При этом, в ряде случаев, выявляется весьма специфический подход региональной исполнительной власти к вопросам решения отдельных проблем, особенно, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По мере совершенствования использования программно-целевого метода, меняются подходы к отбору проблем. Если на ранних этапах использования метода преобладают более субъективные подходы, базирующиеся на использовании ранее накопленного опыта, то, впоследствии, особенно, в сочетании с грамотно поставленной системой мотивации, регион переходит к самостоятельному решению более сложных проблем.
Это в полной мере относится и к выбору целей развития региона. Освоив на практике программно-целевой метод, исполнительная власть региона может с большей уверенностью планировать, например, удвоение валового регионального продукта. Существенно при этом, что региональная власть может более реально объяснить: как достичь такого удвоения. А в некоторых случаях и изложить это в виде соответствующей программы. Известно, что в ряде регионов, успешно реализовавших программы социально-экономического развития, исполнительная власть ставит задачу превышения удвоения валового регионального продукта. Достижение этой задачи базируется на том, что основные экономические субъекты, как-то: население и бизнес, четко видят: что и с какой эффективностью делает исполнительная власть региона. Соответственно, возрастает уровень доверия между региональной властью и местным населением, между региональной властью и бизнесом, расположенным на территории региона. Возникает «площадка» для эффективного сотрудничества.
Эффективность реализации целей регионального развития во многом определяется возможностью увязки интересов крупного бизнеса с проблемами развития региона. Так как именно предприятия крупного бизнеса во многом определяют инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона в целом. Привлекая инвестиции в основной капитал, предприятия могут решать ряд насущных проблем региона. В то же время, предприятия могут осуществить юридическую регистрацию вне региона и, соответственно, стать налоговыми резидентами другого региона, резко изменив положение в доходной части регионального бюджета[13].
По перечню конкретных программных мероприятий, можно судить о квалификации местной власти в управлении крупными проектами. Анализ перечня показывает уровень реальной озабоченности региона решением социальных вопросов.
3.2.3 Долгосрочная стратегия как залог эффективности бюджетных целевых программ
После того как социально-экономическое развитие Российской Федерации стабилизировалось с появлением устойчивой тенденции экономического роста, в ряде регионов, успешно реализующих программы социально-экономического развития, появился и растет интерес к вопросам долгосрочного, а в некоторых регионах, и стратегического планирования социально-экономического развития.
Рассматривая стратегию (как основной элемент системы стратегического планирования) в виде процесса (метода) перехода из текущего «облака» тенденций развития региона в прогнозное «облако» тенденций развития, соответствующих выбору приоритетов и целей социально-экономического развития. При этом важнейшее значение при разработке стратегии имеет объективное определение тенденций.
Система непрерывного планирования требует обязательного внедрения системы оперативного реагирования в управлении развитием региона. Фактически речь идет о более эффективном построении системы реактивного управления. Необходимо признать, что, охватывая лишь 5% – 30% экономики региона, программа социально-экономического развития региона создает условия для использования системы активного управления примерно в этой же пропорции в определенных регионах. В остальных регионах данный метод используется «от отчета до отчета». Соответственно, не отслеживаются изменения, критических для достижения ряда показателей программы, факторов, как объективного, так и субъективного порядка, как во внешней (по отношению к системе управления), так и во внутренней средах. Система оперативного реагирования базируется на своевременном анализе отклонений плановых значений показателей и индикаторов с целью выявления факторов влияющих на эти отклонения и принятия решений изменению в содержании стратегии или программы развития. Базовым элементом системы оперативного реагирования является ситуационный центр, формируемый как в виде отдельного подразделения органа управления, так и в виде сетевой распределенной структуры. Задачей данного центра является четкое отслеживание складывающейся ситуации в реализации стратегии и программы развития региона.
3.3. Рекомендации по разработке методик оценки эффективности целевых бюджетных программ
Методика оценки бюджетных целевых программ и корректировок предоставляемых бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов предназначена для оценки соответствия действующих бюджетных целевых программ (далее - БЦП), включая областные целевые программы и утверждаемые ведомственные целевые программы, требованиям действующих нормативных правовых актов Новосибирской области, системным принципам формирования и реализации БЦП; оценки хода их выполнения и деятельности государственных заказчиков БЦП по обеспечению достижения целей БЦП, показателей результативности и эффективности БЦП, представленных в БЦП.
Результаты оценки действующих БЦП используются для их ранжирования по интегральной оценке в целях повышения объективности решений по составу БЦП, предлагаемых к финансированию из областного бюджета на очередной финансовый год, и распределения средств областного бюджета по БЦП с учетом хода их реализации.[14]
Рейтинговая оценка действующих БЦП проводится ежегодно при формировании проекта областного бюджета на следующий год и на среднесрочную перспективу. По результатам рейтинговой оценки производятся корректировки предоставляемых бюджетных средств в соответствии с разделом 6 настоящей Методики.
Система критериев, используемых для оценки эффективности БЦП, приведенная в приложении 1 к настоящей Методике, включает 6 критериев (Кi), формируемых из подкритериев (kij).
Критерии используются для оценки действующих БЦП в следующих аспектах:
К1 - соответствие БЦП приоритетам социально-экономического развития Нижегородской области и актуальность индикаторов целей БЦП.
К2 - адекватность комплекса мероприятий БЦП для достижения ее целей.
К3 - выполнение плановых объемов финансирования и привлечение дополнительных средств для реализации БЦП.
К4 - достижение индикаторов целей БЦП и степень выполнения мероприятий БЦП.
К5 - динамика показателей экономической, общественно-экономической и общественной эффективности реализации БЦП.
К6 - идентификация негативных внешних факторов и меры смягчения воздействия негативных внешних факторов.
Степень соответствия действующих БЦП подкритериям kij оценивается по балльной шкале. При этом присвоенная балльная оценка аргументируется соответствующими функциональными характеристиками БЦП, операционными (текущими) параметрами и показателями, отражающими ход реализации программы и деятельность субъектов бюджетного планирования по обеспечению достижения целей и конечных результатов БЦП. Максимальная оценка по подкритериям принимается равной 10 баллам.