Смекни!
smekni.com

Шпоры по гражданскому праву 3 (стр. 238 из 244)

быть от них отделены даже опытными экспертами. Это дает достаточные основания для того, чтобы признавать подобные произведения объектами интеллектуальной собственности охраняемыми авторским правом. При этом многие специалисты считают, что охраняемым законом объектом интеллектуальной собственности может быть лишь сама программа, а не достигнутый с ее помощью результат. Объектами интеллектуальной собственности охраняемыми авторским правом признаются драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения. Выделения драматических произведений в особый вид охраняемых законом произведений обусловлено присущей им спецификой художественных средств и формой использования. В частности, текст драматических произведений, в отличие от других видов литературных произведений состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение предназначено в основном для исполнения на сцене, т.е. публичного исполнения. Музыкальным признается произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова и не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себя многовековый речевой опыт. Музыкальные произведения могут быть воспринимаемы как непосредственно на слух при их исполнении, так и с помощью соответствующих технических средств - компакт-дисков, магнитофонных записей, грампластинок и т.п. Охраняемыми являются любые публично исполненные произведения, включая и те, которые не имеют какой-либо материальной формы. Среди объектов интеллектуальной собственности охраняемых авторским правом названы сценарии, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли, массовые представления и т.п. В зависимости от вида ставящихся произведений различаются и сами сценарии. Кроме всего, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей сценарий должен отвечать производственно-экономическим требованиям, в частности в кинематографе, театре, массовых шоу. Сценарий, независимо от того, является ли он оригинальным или созданным в результате переработки чужого повествовательного или драматического произведения, должен считаться объектом интеллектуальной собственности охраняемым законом. Аудиовизуальные произведения охватывают собой широкий круг кино-, теле- и видео произведений, которые рассчитаны на одновременное слуховое и зрительское восприятие аудиторией. Сюда относятся прежде всего кино-, теле-, и видеофильмы, независимо от их жанра и назначения (художественные, документальные, научно-популярные мультипликационные и т.п.), объема (полнометражные, короткометражные, многосерийные), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные, широкоэкранные и т.п.), слайд фильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения. Практически все аудиовизуальные произведения представляют собой органическое соединение разных видов искусств в единое художественное целое, несводимое к сумме составляющих его компонентов. Так, творческий вклад в создание такого комплексного произведения, как кино- и телефильмы, вносят сценарист, художник, композитор, оператор, актеры и иные лица, труд которых синтетически объединяется искусством режиссера в новое художественное целое. При этом некоторые компоненты фильма, такие, как сценарий, в том числе режиссерский, музыка, фотографические изображения (кадры), эскизы, рисунки, макеты декораций, костюмов, реквизиты и т.п., могут существовать и использоваться отдельно от фильмов и имеют значение самостоятельных объектов интеллектуальной собственности. Ввиду большого разнообразия форм и технических способов выражения творческой мысли в произведениях изобразительного и декоративного искусства четко очертить их круг практически невозможно. Конечно к ним относятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы, графические рассказы, произведения монументального искусства, декоративно-прикладного искусства. Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является тесная неразрывная их связь с материальными носителями, в которых они воплощены. Последние существуют зачастую в единичном экземпляре, а потому для них особенно важно разграничивать право собственности на картину или скульптуру как вещь и авторское право на само произведение. Произведения изобразительного искусства в принципе могут не только воспроизводиться в виде репродукций, фотографий и т.п., но и воссоздаваться в своей оригинальной предметной форме. Очевидно, что снятие копий с таких произведений допускается лишь с согласия автора или его правоприемников, а в некоторых случаях с согласия собственника, например музейного учреждения. Произведения изобразительного искусства, например скульптура, установленная в публичном месте в отношении которой истекли сроки охраны, могут копироваться без чьего-либо разрешения. Характерными признаками произведений декоративно-прикладного искусства являются утилитарность и художественность их исполнения. Иными словами, предметы декоративно-прикладного искусства решают одновременно практические и художественные задачи. Они могут быть уникальными, фактически неповторимыми, но большинство из них тиражируются в массовом количестве. Произведения декоративно-прикладного искусства, которые предназначены для использования в промышленности должны быть приняты и оценены художественными советами, созданными на предприятиях. Само произведение рассматривается в качестве объекта интеллектуальной собственности охраняемого авторским правом с момента его создания.