Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Гражданскому праву 4 (стр. 22 из 39)

К числу оспоримых сделок относятся:

Не соответствующие правоспособности юридического лица, С превышением полномочий, Совершенные лицами до 14 лет, Лиц от 14 до 18 лет, Сделки лиц, признанных судом ограниченно дееспособными, Недееспособных граждан с психическими расстройствами, Совершенные гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими, Совершенные под влиянием заблуждения, Под влиянием обмана, насилия, угрозы, в связи со стечением тяжелых обстоятельств, злонамеренного соглашения

по характеру нарушения с пороками:

• содержания• субъектного состава• воли• формы

51.

1. Двусторонняя реституция - При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности не предусмотрены законом. (п.2 ст. 167 ГК). Двусторонняя реституция применяется к сделкам, совершенных:

несовершеннолетними, не достигшими 14 лет; несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, при признании их недействительными ;гражданином, ограниченным судом в дееспособности, в случае признания их недействительными;с нарушением формы;с нарушением правил о государственной регистрации;с выходом за пределы правоспособности юридического лица;недееспособным гражданином;гражданином не способным понимать значение своих действий и руководить ими;под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение.

Поскольку такого указания нет, применяется общее правило о восстановлении в первоначальное положение обеих сторон.

2. Односторонняя реституция - Смысл и основание ее состоят в том, что в соответствующих случаях недействительность сделки обуславливается неправомерными, виновными (умышленными) действиями одной из сторон, в то время как другая сторона, оказалась потерпевшей от противозаконных действий своего контрагента. В этих случаях виновная сторона должна понести наказание и, наоборот, интересы потерпевшей стороны должны быть ограждены и ее права восстановлены.

Односторонняя реституция заключается в том, что лишь одна из сторон сделки имеет право на возврат того, что она передала другой стороне. Последняя же не имеет права на имущественное восстановление. То, что этой стороной было передано другой, подлежит взысканию в доход государства.

3. Обращение переданного по сделке в доход государства. Данный вид основных имущественных санкций налагается законом на стороны, совершившие сделку, с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности.

Статья 169 ГК говорит следующее по этому поводу: при наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход РФ взыскивается все полученное ими по сделке.

Таким образом, требовать исполненного обратно может только сторона, действовавшая без умысла. Если при наличии умысла у одной стороны сделка исполнена другой, последняя имеет право получить исполненное обратно. Виновна сторона должна передать в доход государства всё, что с неё причиталось. Если же сделка исполнена только умышленно действовавшей стороной, невиновная сторона должна передать в доход государства всё, что получила по сделке, а сама не должна её исполнять. Если полученное израсходовано, в доход государства передаётся возмещение в деньгах.

К требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке возможно применение норм об обязательствах, возникающих вследствие неосновательного обогащения, поскольку иное не установлено ГК, другими законами или иными актами и не вытекает из существа соответствующих отношений (ст. 1103 ГК).

4. Дополнительные имущественные последствия недействительности сделок.

Дополнительные имущественные последствия недействительности состоят в обязанности возместить убытки, причиненные фактом совершения и исполнения сделки. Дополнительные имущественные последствия применяются только в случаях, прямо установленных законом: в сделках с пороками воли

(за исключением сделок, совершенных с превышением полномочий) и в сделках с пороками субъектного состава (за исключением внеуставных сделок, предусмотренных ст. 173 ГК РФ).

Поскольку возмещение убытков является формой гражданско-правовой ответственности, соответствующая обязанность должна возлагаться на сторону, виновную в недействительности сделки. В сделках с участием недееспособных, ограниченно дееспособных или несовершеннолетних граждан обязанность возмещения убытков возлагается исключительно на дееспособную сторону при условии, что она знала (т. е. действовала умышленно) либо должна была знать (вина в форме неосторожности) о недостаточном уровне дееспособности другой стороны.

52.

Момент, с которого сделка считается недействительной

Иногда в судебных актах содержится вывод о том, что оспоримая сделка является недействительной с момента признания ее таковой по решению суда. Свой вывод суд обосновывает тем, что только по решению суда такая сделка может быть признана недействительной. В то же время относительно ничтожной сделки делается противоположный вывод — сделка недействительна с момента совершения. Думается, что в данном случае не следует разграничивать момент, с которого сделка считается недействительной, исходя из ее оспоримости или ничтожности. Хотя закон прямо этот вопрос и не регулирует, однако по смыслу статьи 167 ГК РФ юридических последствий не влечет любая недействительная сделка. Просто оспоримые сделки считаются действительными, пока они не будут оспорены. Однако если они признаны недействительными, то решению суда придается обратная сила.

2.3 Последствия недействительности части сделки

Часть сделки – это одно или несколько ее условий, без которых сделка считается недействительной. Признание недействительной лишь части сделки – наиболее простой и удобный способ приведения сделки в соответствие с требованиями законодательства и обеспечения устойчивости гражданского оборота.

Часть сделки может быть ничтожной или оспоримой по основаниям, предусмотренным ГК, кроме таких, как несоблюдение требований к дееспособности. Несоблюдение установленной формы соглашения по отдельным условиям сделки ( о неустойке, залоге, задатке и др.) также может служить основанием недействительности части сделки, при сохранении остальной части (см. ст. 329 ГК). Т.к. допускается заключение договоров, содержащих элементы различных договоров (смешанные договоры – см. п. 3 ст. 421 ГК), следует признать возможность недействительности части сделки вследствие несоблюдения установленной для договора формы, элементы которого входят в содержание смешанного договора.

Часть сделки может быть признана недействительной при условии, что:

а) недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей. Так, недействительность условий, содержание которых не соответствует предписанию закона или другого правового акта (см. п. 4 ст. 421 ГК) и без которых сделка не может быть совершена, влечет недействительность всей сделки;

б) стороны согласны совершить сделку без недействительной части. Если налицо эти условия. То недействительность части сделки не повлечет недействительности прочих ее частей. В противном случае сделка будет полностью недействительной.

Некоторые случаи недействительной части сделки названы в ГК. Так, соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательства или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательства (см. ст.400 ГК). Путем толкования к условиям сделки, которые можно признать недействительными при сохранении остальной части сделки, можно отнести соглашение об изменении срока давности и , соглашение о способах обеспечения обязательств, включенное в основной договор (ст. 329 ГК), условия публичного договора, которые не являются одинаковыми для всех потребителей (см. ст. 426 ГК).

53.

Сделки с пороками содержания признаются недействительными вслед­ствие расхождения условий сделки с требованиями закона и иных правовых актов.

Среди отдельных составов недействительных сделок с пороками содер­жания следует назвать сделки, совершаемые с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК), а также мнимые и при­творные сделки (ст. 170 ГК).

Сделки, совершаемые с целью, заведомо противной основам правопо­рядка и нравственности, представляют собой квалифицированный состав недействительной сделки, не соответствующей требованиям закона. Иными словами, к составу недействительной сделки с пороком содержания добав­ляется квалифицирующий субъективный момент — цель. Следовательно, при установлении факта нарушения требований закона в условиях сделки такая сделка признается недействительной, но если при этом сделка была со­вершена с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравствен­ности, то наступают более жесткие последствия, предусмотренные зако­ном,— взыскание всего полученного в доход государства. Роль гражданского закона, и в частности ст. 169 ГК, — устранение неблагоприятных имущественных последствий такого рода действий. Карательные санкции к одной или к обеим сторонам могут быть применены при наличии следующих условий. Во-первых, карательные санкции применяются при наличии умысла хотя бы у одной из сторон. Во-вторых, для применения карательных санкций достаточно, чтобы хотя бы одна из сторон произвела исполнение или во всяком случае приступила к исполнению по такой сдел­ке В-третьих, карательные санкции применяются к стороне, умышленно со­вершившей такую сделку, причем независимо от того, произвела ли она сама исполнение или ограничилась принятием исполнения от другой стороны. С учетом всех этих обстоятельств в доход государства будет взыскано либо все полученное по сделке, либо все причитавшееся в возмещение получен­ного, либо, наконец, и то и другое.