Смекни!
smekni.com

Правовой режим космического пространства и небесных тел (стр. 3 из 5)

Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; это - пространство, открытое, или свободное, для исследования и использования всеми государствами. С появлением первого искусственного спутника Земли и началом космической эры в практике международных отношений сложился ныне общепризнанный принцип, в соответствии с которым любой искусственный спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли, находится за пределами пространства, на которое распространяется государственный суверенитет.

Свобода космоса для всех государств в настоящем и в будущем может быть реализована только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые диктуются общими интересами всех государств.

Положение о том, что “международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство”, впервые было включено в резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. Свое окончательное закрепление это положение нашло в ст. I и III Договора по космосу.

Статья II Договора по космосу устанавливает запрет лишь на те виды и способы использования космического пространства и его частей, которые представляют собой присвоение, постоянное завладение, обращение в собственность. Временное занятие отдельных участков космического пространства и небесных тел не запрещено международным космическим правом.

Специальные принципы и нормы, относящиеся к ограничению военной деятельности в космосе, содержатся в Договоре по космосу, а также в некоторых многосторонних и двусторонних соглашениях в области сокращения и ограничения вооружений.

Что касается космического пространства в целом, в том числе “ближнего космоса”, находящегося в непосредственной близости от Земли, то здесь пока еще не существует полного запрета военной деятельности. Среди частичных мер, ограничивающих военное использование космоса, важнейшее значение имеет обязательство участников Договора по космосу не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Интенсификация космических исследований и связанное с этим резкое увеличение числа запусков космических объектов приводит к увеличению количества “космического мусора” (отработавших космических аппаратов, ракет и их составных частей и др.). Этот потенциально опасный вид загрязнения космической среды делает необходимым поиски путей удаления из космоса или перемещения на отдаленные орбиты отработавших космических объектов и их составных частей.

Договор по космосу содержит требование о том, чтобы при осуществлении космической деятельности принимались необходимые меры для предотвращения изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Связанная с этим проблема стерилизации космических объектов и предотвращения биологического заражения Земли и других планет на протяжении ряда лет обсуждалась в Комитете по космическим исследованиям (КОСПАР). В результате этих обсуждений были выработаны соответствующие научные рекомендации.

Общий принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности, установленный Договором по космосу, получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года. В этой конвенции содержится запрещение применения любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия. Вместе с тем, согласно конвенции, разрешается проведение национальных и международных работ по активному воздействию на атмосферные процессы, если такие работы выполняются в интересах мира, благосостояния и здоровья людей с должным учетом законных интересов всех государств.

Формирование правового режима небесных тел связано с началом в 1959 г. космической деятельности по их исследованию и освоению, и возникшей необходимостью в определении их международно-правового статуса. Тогда, 2 января 1959 г., первый в мире советский космический аппарат – АС “Луна – 1”, был запущен в район Луны. После первого запуска автоматической межпланетной станции в район ближайшего к Земле небесного тела возникла необходимость и в разработке правового статуса Луны и других небесных тел.

Основы правового режима небесного тела заложены Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. Этот Договор является основополагающим документом всей системы международного космического права. По этой причине его положения распространяют свое действие на все сферы космической деятельности государств, в том числе и на исследование и использование небесных тел Солнечной системы.

Данный документ был принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г. (резолюция 2222 (XXI)). Договор по космосу подписан 27 января 1967 г. и вступил в силу 10 октября 1967 г. На настоящий момент участие в Договоре по космосу 1967 г. принимает большинство государств, входящих в международное сообщество.

Применительно к небесным телам Договор по космосу 1967 г. устанавливает следующие правовые принципы:

· исследование и использование космического пространства и находящихся в нем небесных тел на благо и в интересах всех стран;

· равенство всех государств в исследовании и использовании ими космического пространства и небесных тел;

· запрещение национального присвоения космоса и небесных тел;

· соответствие всей космической деятельности международному праву, включая Устав ООН;

· свобода научных исследований космического пространства и небесных тел;

· использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях;

· международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;

· международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;

· сотрудничество и взаимная помощь государств в исследовании и использовании космического пространства и небесных тел;

· сохранение запускающими государствами юрисдикции и контроля над космическими объектами, запущенными в космическое пространство и на небесные тела;

· обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса и небесных тел.

Дальнейшее развитие правовой режим небесного тела получил в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, от 18 декабря 1979 г. В целом при разработке этого документа в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу учитывалось, что Соглашение о Луне должно стать развитием тех положений Договора по космосу 1967 г., которые касались установления правового режима небесных тел.

Так, данное Соглашение устанавливает:

· режим полной демилитаризации Луны и других небесных тел;

· запрет угрозы силой или применения силы или любые другие враждебные действия;

· свободу научных исследований, проводимых всеми государствами-участниками, без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом;

· право на создание на Луне государствами-участниками обитаемых и необитаемых станций и т.д.

Вместе с этим, к настоящему времени данное Соглашение ратифицировали девять (Австралия, Австрия, Чили, Мексика, Нидерланды, Филиппины, Марокко, Уругвай, Пакистан) и подписали, но не ратифицировали пять государств (Франция, Индия, Гватемала, Перу, Румыния). США и Россия не стали его участниками.

К недостаткам Соглашения следует отнести то, что, устанавливая правовой режим Луны и других небесных тел Солнечной системы, Соглашение не дает четкого определения самого термина “небесное тело”.

К бесспорно положительным достижениям данного Соглашения относится то, что устанавливаемый его нормами режим полной демилитаризации Луны и небесных тел распространяется не только на небесные тела, но и на “орбиты вокруг Луны или другие траектории полета к Луне или вокруг нее”, то есть и на космическое пространство.

Ст. 5 Соглашения о Луне 1979 г.[3] устанавливает правила уведомления государством-исследователем Генерального секретаря ООН, а также общественности и международного сообщества о своей деятельности, связанной с исследованием и использованием небесных тел. При этом, “как можно скорее после запуска в отношении каждой экспедиции на Луну сообщаются сведения о времени, целях, местах проведения, параметрах орбиты и продолжительности”. Информация о результатах проведения каждой экспедиции, включая научные результаты, представляется после ее завершения. Говорится, что если экспедиция продолжается более шестидесяти дней, информация о ходе этой экспедиции, включая любые научные результаты, представляются периодически через каждые тридцать дней. В отношении же экспедиций, продолжающихся более шести месяцев, необходимо впоследствии сообщать только существенно важные дополнения к такой информации.

В случае установления в космическом пространстве или на небесных телах явлений, которые могли бы создавать угрозу для жизни или здоровья человека, а также о признаках любого вида органической жизни, государства также “незамедлительно информируют Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное сообщество”.

Как отмечено, существенным недостатком рассмотренных международных соглашений следует признать то, что они неоднократно используют понятие “небесное тело”, однако не дают правового определения или хотя бы толкования данного понятия. Такое существующее на сегодняшний день положение следует признать серьезной недоработкой, так как имеющийся пробел в международном космическом праве в самое ближайшее время при дальнейшей активизации освоения небесных тел может стать причиной различия взглядов на одни и те же вопросы, что может порождать международные споры.